Почему в какой-то момент вполне благополучные, здоровые и неглупые люди вдруг теряют интерес к жизни и перестают понимать себя? Этот сюжет волнует многих режиссеров. ЧТД выбрал пять версий кризиса в кино, из которых можно извлечь уроки.

Пожалуй, самые популярные киноистории про кризис среднего возраста — это два главных американских фильма конца 90-х: оскароносная мелодрама «Красота по-американски» о возненавидевшем лицемерие рекламном агенте и культовый триллер «Бойцовский клуб», где неприятие собственного благополучия и подавленная агрессия приводят героя к раздвоению личности.

Впрочем, к числу фильмов о кризисе середины жизни можно отнести практически любое кино про поиск смысла.

На экране обстоятельства кризиса выглядят по-разному. Это может быть тоска по молодости, которую не вернуть, чувство бездарно потраченной жизни, ощущение ненависти к обществу и невозможности найти в нем свое место, семейный тупик или профессиональная несостоятельность. Иногда полезно посмотреть на мир, созданный режиссером, чтобы разглядеть причины собственных неприятностей и, возможно, найти выход.

1. «Пока мы молоды»
(режиссер Ноа Баумбах, 2014)

«Пока мы молоды»


Ноа Баумбах — один из лучших авторов современного кино о Нью-Йорке и его жителях. Как некогда Вуди Аллен, он рассказывает истории жизни, любви и фобий городских интеллектуалов.

В картине «Пока мы молоды» безупречные Бен Стиллер и Наоми Уоттс — любящая, но утомленная совместной жизнью пара. Он — режиссер-документалист, преподает в университете, но собственный монтаж не может закончить уже 10 лет. Она — не более чем продюсер фильмов своего знаменитого отца.

Друзья-ровесники обзавелись детьми и отдалились, а юные приятели живут в новой хипстерской реальности.

Она завораживает, но в конечном итоге лишь заставляет чувствовать себя состарившимися и никчемными. Джош и Корнелия пытаются убедить себя и друг друга, что они по-прежнему счастливы и свободны, потому что в любой день могут «махнуть в Париж», но при подсчетах выясняется, что последнее путешествие в Европу случилось целых 8 лет назад. Даже вечерняя лампа кажется слишком яркой, хотя, казалось, еще вчера она светила как нужно.

«Пока мы молоды» — кино из тех, что можно пересматривать много раз. Сюжет предсказуемо развивается от легкого разочарования через полное отчаяние к оптимистическому финалу. Однако отличные диалоги и актерская самоирония каждый раз заставляют сочувствовать этой истории.

Один из персонажей второго плана — циничный обманщик в исполнении Адама Драйвера, который позднее сыграл заглавного героя в «Патерсоне».

2. «Меланхолия»
(режиссер Ларс фон Триер, 2011)

«Меланхолия»


Даже те, кто не смотрел этот фильм, наверняка слышали о том, что «Меланхолия» — фильм об апокалипсисе, который наступит в результате столкновения Земли с другой планетой, и что он исследует психику человека в ожидании катастрофы.



Но этим «Меланхолия» не исчерпывается. Главная героиня — великолепная красавица и успешная сотрудница рекламного агентства. Ее окружает семья, обожает жених, а босс на роскошной свадьбе объявляет, что назначил ее начальником отдела. Но Джастин (Кирстен Данст) переполнена ненавистью к окружающим, ее разрушительная энергия обрушивается на всех, кто только смеет приблизиться. Она сама как опасное небесное тело: неслучайно имя планеты, летящей ей навстречу, — «Меланхолия».

Если немного отвлечься от эсхатологических ожиданий, перед нами как раз метафора кризиса среднего возраста.

Более того, Триер рассказывал, что сюжет пришел к нему во время лечения у психотерапевта. И Джастин на наших глазах из счастливой невесты превращается в измученную женщину средних лет в состоянии клинической депрессии. В этом состоянии люди ведут себя именно так. Любовь, благополучие, карьера и все, что составляет смысл жизни других, для них теряет всякое значение, как если бы завтра должен был наступить конец света.

3. «Китайская головоломка»
(режиссер Седрик Клапиш, 2013)

«Китайская головоломка»


«Китайская головоломка» — мелодрама французского романтика и мастера комедийных, трогательных и слегка фантасмагорических историй Седрика Клапиша.

Это сюжет о запутанных отношениях с бывшими и нынешними возлюбленными парижского красавчика — писателя в расцвете сил Ксавье Руссо. Надо сказать, что и он, и все героини (одну из них играет Одри Тоту из «Амели»), очень свежи и красивы.

Все они периодически повторяют фразу «Мне уже сорок лет!» и непрерывно мечутся между возможными сценариями своей жизни.

Чехарда взаимоотношений с женами и детьми регулярно прерывается разговорами по скайпу с издателем, ожидающим, когда же Ксавье наконец закончит свой роман. Нехитрая философия фильма заключается в том, что некоторым людям жизнь представляется запутанной китайской головоломкой, но все не так плохо.

Справиться с кризисом помогают нестандартные ходы — переезд в город, где нет работы; возрождение отношений с первой любовью и, наконец, хеппи-энд нового романа вопреки надеждам издателя, который мечтал о драматической развязке.

4. «Полеты во сне и наяву»
(режиссер Роман Балаян, 1982)

«Полеты во сне и наяву»


Чуть ли не все популярные отечественные фильмы 70-80-х годов посвящены метаниям героев среднего возраста. Они рассказывают о мягком послевоенном поколении, которое бьется о стены ограниченного пространства советской жизни.

Эти люди были молоды и полны грандиозных надежд в оттепельные 60-е, но, достигнув определенного возраста, понимают, что двигаться им некуда.

Это можно сказать и о талантливом сантехнике из «Афони», и о застенчивом хирурге из «Иронии судьбы, или С легким паром», и о профессоре-неудачнике в «Осеннем марафоне», и об опустившемся спортсмене из фильма «Влюблен по собственному желанию».

Девизом таких героев можно считать реплику Александра Калягина в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»: «Мне 35 лет. Все погибло, все! Какое я ничтожество! Лермонтов восемь лет как лежал в могиле! Наполеон был генералом! А я ничего в вашей проклятой жизни не сделал! Ничего!»



Безусловный лидер в этом соревновании лузеров — советский инженер и красавец в исполнении Олега Янковского в экзистенциальной драме «Полеты во сне и наяву». Отмечая собственное сорокалетие, Сергей не находит ничего лучшего, чем спрятаться от жен и любовниц под стол и кричать оттуда «ку-ка-ре-ку».

5. «Кто боится Вагину Вульф?»
(режиссер Анна Маргарита Альбело, 2013)

«Кто боится Вагину Вульф?»


Почти в любом наборе фильмов о кризисе среднего возраста подавляющее большинство составляют мужские истории. Будто средний возраст и кризис — это исключительно про мужчин. Но в эпоху побеждающего феминизма зритель постепенно привыкает к мысли, что карьера и самоопределение волнуют женщин не меньше, чем мужчин. Поэтому завершает киноварианты кризиса не «Бердмен» мексикано-американца Алехандро Иньярриту, а его женская версия — «Кто боится Вагину Вульф?» кубино-американки Анны Маргариты Альбело.

Альбело не только режиссер, но и журналистка и активистка, преданная теме женского голоса в мировой культуре. Но самоиронии ей не занимать. Героиню зовут так же, как и ее саму, — Анна. И она воплощает стереотипы о независимых женщинах: это одинокая лесбиянка, которая не слишком хорошо выглядит, наряжается в костюм вагины и затыкает недопитые бутылки куклой барби.

Некогда Анна была успешна в волшебном мире киноиндустрии — разъезжала по фестивалям и пренебрегла любовью во имя карьеры, решив, что в результате у нее обязательно будет и то, и другое.

Но вечеринку в честь своего 40-летия она устраивает в чужом доме, поскольку сама живет в гараже. Печально вылавливая мусор из бассейна, Анна осознает, что у нее нет ничего.

Тогда героиня решает снять свою версию пьесы «Кто боится Вирджинии Вульф?» На этой идее сосредоточены ее надежды на лучшую жизнь — точно так же, как главный герой «Бердмена» сделал главную ставку на свой новый спектакль.