Преодолевать эмоциональный кризис нелегко в любом возрасте и при любых жизненных обстоятельствах — от самых тривиальных до фантастических. ЧТД собрал пять разножанровых комиксов, которые не только помогут найти новые душевные силы, но и доставят визуальное удовольствие.

Волшебное перо

1. Дилан Хоррокс «Сэм Забель и волшебное перо» (Бумкнига, 2016)

«Ты подавлен, потому что не можешь работать? Или не можешь работать, потому что подавлен?» — этот вопрос задает главному герою романа «Сэм Забель и волшебное перо» его жена. Книга Дилана Хоррокса — захватывающее фантастическое произведение, рассказывающее о писателе, который страдает и от кризиса среднего возраста, и от многолетнего творческого ступора.

Главный герой романа Сэм Забель — автор комиксов, который прославился в молодости благодаря одному очень успешному графическому роману. Однако на этом его триумф закончился. Вот уже много лет Сэм работает на крупное издательство и пишет пресные истории о супергероях. Ему за 40. Он женат, у него есть двое детей. Он глубоко несчастлив, потому что рутина превратила его любимое дело в обязанность.

Но все меняется, когда герой узнает о существовании волшебного пера, которое оживляет все, что им написано. В итоге Сэм отправляется в путешествие по выдуманным мирам, в котором переосмысляет и свое творчество, и собственную личность.

«Сэм Забель и волшебное перо» — отчасти автобиографическое произведение. В 1998 году Хоррокс создал роман «Хиксвилль», за который получил премию Айснера — самую престижную в мире комиксов награду. Но после этого взлета автора он долгие годы работал в DC Comics над супергеройскими историями, пока в 2016 году не вернулся в мир авторских комиксов с новой книгой — о Сэме Забеле.


Шансы

2. Брайан Ли О’Мэлли «Шансы» (Комильфо, 2014)

Если вы когда-нибудь жалели о совершенных (или несовершенных) в прошлом поступках и не могли уснуть по ночам, мечтая все исправить, то книга канадского комиксиста Брайана Ли О’Мэлли для вас.

Главная героиня романа — 29-летняя Кэти, шеф-повар ресторана «Шансы», которая мечтает открыть собственное заведение. Долгие отношения Кэти с ее молодым человеком только что закончились и оставили ей ощущение подавленности и одиночества.

Жизнь девушки состоит из взрослых проблем, амбиций и нелегких решений, при том что сама Кэти в душе ребенок, который совсем не хочет взрослеть. Все, чего она хочет, — это повернуть время вспять, чтобы исправить ошибки, которые, как ей кажется, бесповоротно испортили ее жизнь. Такая возможность ей представляется.

Сегодня мало кого удивишь сюжетом про «эффект бабочки». К нему обращалось немало сценаристов, особенно в комиксах и фильмах. Однако Брайан Ли О’Мэлли подал свою историю так, как никто кроме него не смог бы: с юмором, простотой и яркими красками. Магия и волшебство в «Шансах» переплетаются с серой повседневностью героини, демонстрируя уникальные преимущества комикса как особого вида искусства.


Пейшенс

3. Дэниэл Клоуз «Пейшенс» (Бумкнига, 2017)

Тема работы над ошибками поднимается и в книге Дэниэла Клоуза «Пейшенс». После пяти лет молчания автор «Призрачного мира», в экранизации которого снялась юная Скарлетт Йоханссон, выпустил роман, который тут же поспешили назвать одним из главных литературных событий 2016 года.

У Джека Барлоу нет будущего. Его обвиняют в убийстве его беременной подруги Пейшенс, которого он не совершал. Чтобы предотвратить событие, которое сломало его жизнь, Джек отправляется в прошлое с намерением найти и наказать убийцу. Окончательно завязка выстраивается после того, как герой понимает: он застрял в 1985 году и вынужден проживать жизнь, вычисляя убийцу своей жены.

Желание узнать ответ на вопрос, кто же все-таки убил Пейшенс, будет держать вас в напряжении до самого финала книги.

Еще одно достоинство романа заключается в том, что, несмотря на научно-фантастические декорации, произведение полностью игнорирует законы жанра. Книга рассуждает о вечных вопросах: о любви, смерти, семье, родительстве, мести, природе времени и пространства. Клоуз принципиально не исследует тему технического прогресса и не объясняет, как работают путешествия во времени. Известно лишь, что для этого нужен особый химический «сок».

В «Пейшенс» на первый план выходят эмоциональные и физические последствия игры со временем. Автор позволяет героям рассуждать на тему «Почему бы мне не стать своим собственным отцом?», а также реалистично описывает нагрузки, которые испытывает человеческое тело во время путешествий во времени.


Местная

4. Брайан Вуд и Райан Келли «Местная» (Рамона, 2015)

История Меган не столько про кризис среднего возраста, сколько про взросление. Так или иначе, можно с уверенностью сказать, что это один из лучших комиксов о развитии личности вообще. В отличие от упомянутых выше книг, «Местная» вышла в свет в формате 12 ежемесячных номеров, а не как единая книга.

Главная героиня Меган — обычная девушка, которая пытается найти себя, борется со своими страхами и бушующими внутри эмоциями. Она — единственный персонаж, объединяющий все 12 выпусков комикса. Каждый из них — отдельная история с самостоятельным сюжетом. С каждым выпуском Меган становится старше на год. Мы наблюдаем, как события в ее жизни складываются в тот опыт, который превратит сбежавшую из дома 17-летнюю девочку-подростка в 30-летнюю женщину, которая в конечном счете свой дом все-таки обретает.

Еще одно достоинство этого комикса заключается в том, что все города, кафе, деревеньки — это реально существующие места. Авторы не только рассказывают историю личности, но еще и рисуют портрет стремительно меняющейся Америки.


Персеполис

5. Маржан Сатрапи «Персеполис» (Бумкнига, 2013)

«Персеполис» Маржан Сатрапи — это «Детство. Отрочество. Юность» про современный Иран и в легком жанре комикса. Автобиографический роман иранки, чье детство пришлось на годы Исламской революции, заслуженно считается одним из наиболее влиятельных современных графических романов.

Этот комикс был переведен на 16 языков, в том числе на русский и китайский. Действие книги разворачивается в период с 1970-х до конца 1980-х годов.

Пока в Иране происходят колоссальные политические сдвиги, маленькая девочка растет, мечтая стать то пророком, то революционером, и только окончательно повзрослев — собой.

Нам часто кажется, что новости с Ближнего Востока не имеют практически ничего общего с нашим миром. Однако, читая «Персеполис», ловишь себя на мысли, что маленькая девочка из Ирана ничем не отличается от ребенка из России или любой другой страны. Она проходит через те же нелегкие этапы, теряя иллюзии, сталкиваясь с жестокостью взрослых и выстраивая личные отношения с религией.

Сложно сказать, появилась бы история маленькой Маржан из Тегерана, если бы в какой-то момент родители не отправили ее во Францию получать европейское образование. В 25 лет она решает окончательно переехать в Париж и нарисовать комикс о своей жизни.

Простой визуальный ряд «Персеполиса» идет на пользу графическому роману. Это глубокое произведение о человеческой природе, которое рассказывает о Западе не меньше, чем о Востоке.