Главная цель восточной философии в целом совпадает с западной — постичь основы бытия и научиться ценить жизнь. Однако восточная мысль предлагает иные способы достичь этой цели. И дело не в чайных церемониях, прогулках по бамбуковым лесам или созерцании рек. Вот несколько основополагающих идей восточной философии.

1. Жизнь — это страдание

Центральная идея буддизма в том, что жизнь — это неизбежное страдание. Лучше всего снизить планку ожиданий: секс разочарует нас, молодость пройдет, а деньги не избавят от боли. Буддисты уверены, что самый мудрый путь — это бесхитростная скромная жизнь в своем доме.

Любая радость должна происходить на фоне полной безнадежности, чтобы избежать разочарования и предательства. Именно поэтому Будда часто бывал весел, а в канонической традиции он изображается с теплой улыбкой. Неожиданная простая радость от такого хрупкого окружающего мира была одной из высших ценностей для основоположника религии.

Если не забывать мрачную идею о том, что все в мире способно привести к страданию, то учишься ценить все, что помогает вырваться из этой системы координат.

Это и есть искусство радостного отчаяния.

2. Метта

Метта — слово, которое на индийском языке пали означает «любящая доброта», «нежность» или «благосердечность». Это еще одна основополагающая идея буддизма. Для того, чтобы поддерживать и развивать в себе состояние метта, в этой традиции используются медитативные практики, вполне доступные человеку западному.

Медитация начинается с того, что каждое утро вы сосредотачиваетесь на человеке, который вызывает у вас негативные чувства, или на сложной ситуации, которую вам трудно преодолеть.

Цель практики — «выключить» негативную энергию и поменять ее на доброжелательные послания к людям.

Например, к человеку, с которым у вас конфликт, нужно обращаться примерно с такими мыслями: «Я надеюсь, ты обретешь мир» или «Я желаю тебе не испытывать страдания».

Эта практика может быть расширена и обращена ко всем людям на Земле. По мнению буддистов, наши чувства по отношению к людям не статичны и могут поддаваться изменению. Все живые существа стремятся к одному и тому же: счастью и свободе от страданий. Если усвоить эту нехитрую мысль, многие конфликты решатся сами собой.

3. Гуаньинь

Гуаньинь — божество в женском обличии, которое в Восточной Азии ассоциируют с милосердием, состраданием и добротой. Гуаньинь в Китае и других странах близкой культуры — это что-то вроде Девы Марии в католицизме.

В Китае существует множество святынь и часовен, названных в ее честь. Одна из них находится в провинции Хайнань и представляет собой статую высотой 108 метров (четвертая по величине статуя в мире). В некотором смысле эта статуя есть воплощение матери, так что взрослые позволяют себе быть слабыми в ее присутствии. Ее взгляд вызывает у людей слезы: в такие моменты человек чувствует доброту и способен признать страдания, которые держал в себе.

Гуаньинь знает о всех темных сторонах человеческой жизни, понимает и не осуждает их, потому что ее милосердию нет предела.

4. У-вэй

У-вэй — это термин, лежащий в основе китайской философии даосизма. Впервые он был упомянут в «Книге пути и достоинства», написанной Лао-цзы в VI веке до н.э. «У-вэй» значит «не стараться», «довериться потоку» — но при этом ни в коем случае не подразумевается лень и праздность.

Речь идет об умышленном отказе от собственной воли, чтобы не препятствовать обстоятельствам.

Лао-цзы говорил: «Могучий вместо натиска уступает. Уступая большему — видишь больше света».

Здравый смысл позволяет нам выявлять моменты, когда наши желания состоят в безнадежном конфликте с реальностью. В этом случае лучше осознанно уступить, чем упорствовать и страдать до последнего. Мы не в состоянии изменить определенные обстоятельства, но, согласно учению Лао-цзы, у нас всегда есть возможность выбрать отношение к ним.

Именно смиренное принятие неизбежного является отличительной чертой истинного даоса — человека, который находится в гармонии с собой и природой.

5. Мудрость, заключенная в бамбуке

Восточную Азию называют «бамбуковой цивилизацией», и не только потому, что бамбук широко использовался как материал в повседневной жизни. Дело в том, что некоторые свойства этого растения олицетворяют философию даосизма.

Бамбук принято считать травой, а не деревом. Вместе с тем у бамбука высокие и мощные побеги, которые разрастаются в настоящие леса. В отличие от ствола дерева, стебель бамбука полый, но его внутренняя пустота и есть источник жизненной силы. Бамбук гнется под ураганным ветром, иногда до самой земли, но затем возвращается в свое исходное положение.

Нужно быть как бамбук, говорит нам Лао-цзы. Даосский поэт Чжэн Се, родившийся во время правления династии Цин, был также великолепным художником, который воспел бамбук в своем творчестве.

Чжэн Се написал примерно 800 картин с изображением бамбукового леса и увидел в них модель поведения мудрого человека.

На полях одной из таких картин он написал следующие слова: «Уцепиться за склон горы, пустить корень в каменистой почве, становиться сильнее после оползня и стойко держаться под любым ветром, откуда бы он ни дул». Разумеется, это метафора, и слова адресованы ко всем людям.

6. Кинцуги

Начиная с XVI века философия дзен-буддизма в Японии воспевает красоту и мудрость вещей, которые были отремонтированы.

Слово «кинцуги» состоит из двух частей: «кин», что по-японски означает «золотой», и «цуги», что значит «заплатка». В соответствии с дзен-символикой, кусочки случайно разбитой чаши ни в коем случае нельзя выбрасывать. Напротив, их надлежит аккуратно поднять с пола, собрать вместе и склеить лаком с золотым порошком.

Не нужно скрывать или маскировать ущерб. Нужно превратить линии трещин в нечто наполненное силой и красотой. Вкрапления драгоценного металла говорят нам о том, что трещины сами по себе достойны считаться красивыми.

Это удивительно глубокая мысль, ведь у каждого из нас есть какая-нибудь травма. И нет ничего постыдного в том, что мы нуждаемся в ремонте. Склеенная чаша — олицетворение веры в то, что мы можем восстановиться, снова обрести любовь и счастье, несмотря на все свои очевидные изъяны.