Философия — это область знаний, которая помогает нам быть мудрее и счастливее. Проект «Школа жизни» британского философа Алена де Боттона выбрал шесть идей западной философии, которые могут нам помочь, утешить нас, вдохновить и ободрить.

1. «Зачем оплакивать отдельные жизненные неудачи? Надо оплакивать ее целиком»

Этим мрачным юмористическим высказыванием утешал себя и своих друзей римский философ Сенека. Идея о том, что вся жизнь — это, в общем, повод для грусти, лежит в основе философской школы стоицизма. Учение стоиков занимало умы западных философов более двухсот лет.

Зачастую мы расстраиваемся и злимся не столько потому, что жизнь не соответствует нашим ожиданиям, сколько потому, что мы всегда уверены, что наши ожидания должны оправдаться. Разочарование неизбежно, считал Сенека, и задача философии — преподнести его нам в наиболее мягкой форме, прежде чем жизнь сделает это грубо.

Чем меньше мы ожидаем, тем меньше мы страдаем.

Пессимизм помогает нам обратить наш гнев и слезы в нечто более спокойное — грусть. Сенека не стремился погрузить нас в депрессию, а лишь хотел избавить нас от горечи, которая следует за неоправданными надеждами.

2. Первородный грех

В конце IV века, когда Римская империя доживала свои последние дни, Святой Августин глубоко заинтересовался возможными объяснениями трагического нестроения человеческой жизни. Одна из центральных идей, которую он развил, была идея о первородном грехе.

Августин предположил, что человеческая натура порочна по своей сути, потому что мать всех людей Ева согрешила и съела яблоко с Древа познания.

Ее вина передалась потомкам, и теперь все человеческие начинания обречены на провал, потому что они возникают в результате деятельности искаженного грехом человеческого духа.

6 идей западной философии помогают увидеть жизнь с точки зрения вечности

Конечно, с Августином можно было бы поспорить. Однако надо признать, что в качестве метафоры того безобразного хаоса, в который превращается порой наша жизнь, эта теория обладает определенным поэтическим очарованием.

Мы обречены с самого начала. И возможно, говорит Августин, нам не стоит ожидать от человеческой расы слишком многого. В определенных ситуациях эта идея и правда может стать спасительной.

3. Монтень: «Короли, философы и леди тоже ходят в туалет»

Эта грубоватая фраза встречается в эссе французского философа XVI века Мишеля де Монтеня. Монтень никого не хотел обидеть: напротив, он хотел, чтобы мы почувствовали себя ближе к людям, чей образ жизни кажется нам недостижимым идеалом. Монтень мог бы добавить, что на самом деле эти люди, как и все другие, тоже порой чувствуют себя не на своем месте, боятся быть отвергнутыми и сталкиваются со сложностями в личной жизни.

Мы могли бы обновить список Монтеня, добавив туда топ-менеджеров, бизнесменов и круглого отличника из вашего класса.

Монтень хотел освободить нас от неуверенности, которая одолевает любого при сравнении своей жизни с жизнью других, более значимых в обществе людей. Высказывание Монтеня и впрямь может придать нам сил в моменты паники перед важным докладом или свиданием — стоит лишь напомнить себе, что любой, даже самый уверенный и хладнокровный человек, скорее всего находится всего в нескольких часах от момента величайшей уязвимости.

4. Паскаль: «Все несчастья — от неумения оставаться в одиночестве в своей комнате»

Это утверждение принадлежит французскому философу XVII века Блезу Паскалю. Конечно же, Паскаль не имел в виду, что мы должны как можно больше времени сидеть дома в буквальном смысле — под «своей комнатой» скорее подразумевается наш внутренний мир. Мы склонны искать приключений, которые часто плохо заканчиваются. Мы вмешиваемся в жизни других людей, не будучи в состоянии им помочь. Мы ищем славы и часто оказываемся неправильно понятыми.

«Оставаться в своей комнате» — значит уметь быть наедине с самим собой: наслаждаться мелкими удовольствиями, исследовать свои мысли, думать, прежде чем делать.

Большинство голосов в нашей культуре призывают нас к обратному: побуждают чаще выбираться из квартиры, искать волнительных занятий, стремиться к более сильным переживаниям и меньше времени проводить в мечтательной задумчивости глядя в окно на облака, проплывающие над головой. Мы должны, доверившись Паскалю, научиться лучше ладить с собой.

5. Спиноза: «Sub specie aeternitatis»

Это крылатое выражение из «Этики», трактата датского философа Спинозы, переводится с латыни как «с точки зрения вечности». Спиноза считал, что главная задача философии — научить нас смотреть на вещи, а в особенности на наши страдания и разочарования, «с точки зрения вечности», как будто мы смотрим на Землю издалека, с другой звезды (своими идеями Спиноза во многом был обязан Галилею). Оттуда все заботы покажутся нам не такими серьезными.

6 идей западной философии помогают увидеть жизнь с точки зрения вечности

Какое значение имеет развод или ограбление, если посмотреть на них с Луны? Что такое безответная любовь по сравнению с 4,5 миллиардами лет истории?

Мы придаем слишком большое значение тому, что происходит здесь и сейчас, но наш разум способен подарить нам уникальную альтернативную перспективу: все мы являемся частью того, что Спиноза называл «абсолютным бесконечным», и можем отдаться течению событий, сохраняя ясность чувств.

6. Кант: «Aus so krummem Holze, als woraus der Mensch gemacht ist, kann nichts ganz gerades gezimmert werden»

Эта слегка пугающая длинная немецкая фраза выражает одну из центральных идей западной философии: «Из столь кривого дерева, из которого сделан человек, нельзя построить ничего вполне прямого».

Так написал немецкий философ XVIII века Иммануил Кант, который утверждал, что все, что когда-либо было сделано человечеством, ненадежно, потому что люди столь же подвержены страстям и ошибочным инстинктам, сколь мудры и полны благородной рассудительности. Мудрецы встречают эту истину с открытым забралом и не ждут ни в чем совершенства.

Учреждая правительство, мудрецы не предполагают, что разум восторжествует: они ждут, что ошибки и безумства попытаются овладеть массами, и создают структуры, которые бы их сдерживали.

Когда мудрые люди женятся, они не ждут, что один человек заменит для них всю вселенную, а потом не упрекают партнера в том, что этого не случилось. Наша несовершенная натура не должна нас обескураживать, ведь она позволяет нам быть щедрыми и служит поводом для черного юмора. Как сказал Кант нам в утешение, «в руках талантливого плотника кривые бревна превращаются в прекрасные паркетные доски».