На Московском фестивале фотокниги в «Центре фотографии имени братьев Люмьер» состоялся круглый стол «Как начать карьеру в современной фотографии. Инструкция от профессионалов». ЧТД побывал на встрече с голландскими и российскими фотографами и кураторами, чтобы записать их советы.

Фестиваль проходит уже второй раз и на этот раз вышел на новый уровень. Одной из отличительных особенностей фестиваля стала предельно насыщенная программа с мастер-классами, выступлениями иностранных художников и галеристов, портфолио-ревью и круглыми столами.

На дискуссию о карьерном старте в мире фотографии пригласили профессионалов из Голландии: Нарду ван’т Веер (основательницу The Ravenstijn Gallery и агентства UNIT C.M.A), художника Щурда Книббелера и Эмилию ван Линден, арт-директора одного из ведущих европейских фестивалей фотокниги UNSEEN.

Им составили компанию двое отечественных специалистов — Алена Курмашева, основательница галереи OSNOVA, и Алексей Корси, художник и преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко.

При заявленном в названии жанре «инструкция» разговор получился несколько более общим, хотя и мотивирующим. Дискуссия строилась вокруг гипотетического «выпускника художественной академии»: не самый актуальный вопрос в нашем контексте, где государственного профессионального образования в области современной фотографии не дают в принципе.

Впрочем, это обстоятельство не мешает успеху талантливых самоучек и выпускников образовательных учреждений, чьи дипломы не имеют государственного статуса (например, та же школа Родченко, питерский Фотодепартамент или школа ДокДокДок). Об этом свидетельствуют неоднократные победы российских молодых авторов на международных фестивалях.

Центр фотографии имени братьев Люмьер

В ходе обсуждения прозвучало семь советов, которые, по мнению голландских и российских профи, помогут начать успешную карьеру в мире фотографии вне зависимости от вашего образования.

1. Ищите единомышленников. Знакомьтесь с участниками рынка, станьте активным членом сообщества фотографов. В дальнейшем эта сеть знакомств сможет обеспечить вас работой, помочь в решении сложных задач, позволит оставаться на виду у галеристов, кураторов или бильд-редакторов.

Самый надежный способ накопить связи — пойти учиться: хорошие преподаватели уже встроены в аналогичные сети.

Но и простой смелости никто не отменял. Подходите во время открытия выставки к фотографам-профессионалам, знакомьтесь, задавайте вопросы. Предлагайте свое портфолио галереям.

Алексей Корси предупредил: во время учебы у вас может сложиться ложное ощущение повышенного внимания преподавателей, галеристов и других людей, «принимающих решения». Учитесь работать и удерживать их внимание без помощи учебного заведения при минимуме средств и возможностей.

2. Уделите максимум внимания своему портфолио. Щурд Книббелер признался, что сразу после обучения около двух лет он посвятил поиску своего стиля и выбору тех работ, которые он в дальнейшем показывал на встречах с заказчиками и галеристами. Вышло удачно: «сырые» работы вряд ли бы кто-то заметил и оценил.

3. Двигайтесь к цели малыми шагами. Никто не готов мгновенно взять вас с улицы в галерею. Исключения крайне редки. Галерист Алена Курмашева отметила, что перед тем, как сделать индивидуальное предложение фотографу, ей важно видеть, как автор ведет себя, какой у него творческий подход и рабочая этика.

Центр фотографии имени братьев Люмьер

Поэтому участвовать в групповых выставках — самый естественный способ обратить на себя внимание профессионалов, а также подтвердить серьезность своих намерений. Опыт слаженной работы с сотрудниками выставочного пространства — отличный старт.

4. Перенимайте опыт состоявшихся профессионалов. Нарда ван’т Веер считает, что роль ассистента — это обязательный этап в становлении фотографа. Главное здесь даже не в обучении секретам мастерства, а в опыте общения с моделью или клиентом. Это то, что нельзя прочесть в книге или эффективно объяснить на мастер-классе.

Опыт работы ассистентом познакомит с «внутренней кухней» и поможет понять, какого клиента вы захотите привлечь в дальнейшем и как сможете его удержать.

5. Показывайте свои работы. Знакомьте с ними всех, кто может быть заинтересован в вашей фотографии. На вопрос о том, где галеристы ищут авторов, и ван’т Веер, и Курмашева признались, что часто авторы попадают к ним по советам их знакомых. А те могли узнать об авторе откуда угодно — из портфолио-ревью, на страницах журнала или в Instagram.

Щурд Книббелер призвал чаще участвовать в конкурсах. По его собственному опыту, в большинстве из них вы, скорее всего, не достигнете успеха по той или иной причине. Но даже в этом случае вас могут запомнить. И это может сыграть свою роль в самый неожиданный момент.

6. Будьте реалистами, назначая цену. Нарда ван’т Веер считает, что вначале куда важнее не продать свою работу, а выйти на рынок. По ее опыту, рынок обычно благосклонно относится к новым именам, — но если ваш снимок визит в галерее по завышенной цене, то вы попусту тратите свое время.

7. Никогда не поздно начать. Эмилия ван Линден и Нарда ван´т Веер признались, что у них был опыт работы с «начинающими авторами» за 65 и даже за 75 лет. Правда, оба автора пришли из мира сценографии и скульптуры, то есть были людьми с серьезным визуальным бэкграундом. Но, в общем, никаких принципиальных ограничений нет — важнее материал, работоспособность и определенная доля везения.