Режиссер Ли Страсберг создал собственный метод обучения актерскому мастерству, у которого много общего с системой Станиславского. Его уроки могут многое дать не только актерам: они развивают воображение, учат фокусироваться и лучше понимать себя и окружающих. Лола Коэн, ученица режиссера, объясняет основы системы в книге «Метод Ли Страсберга. Сборник упражнений по актерскому мастерству».

Автор считает, что система упражнений Страсберга пригодится тем, кто много общается, от консультантов в магазинах и преподавателей до мотивационных спикеров и топ-менеджеров. В его основе умение расслабиться и создать непринужденную обстановку, которая поможет  во время беседы.

Расслабление

Режиссер придавал особое значение расслаблению, которого актер и любой публичный человек должны уметь достигать в нужный момент. Он считал, что нужно контролировать сознание, включать страсть и воображение и избегать механических действий, которые мешают контакту с аудиторией.

Ли Страсберг

Базовое упражнение можно выполнять и как разминку, и отдельно. Оно тонизирует, избавляет от рассеянности и обостряет восприятие. Продолжительность определяет каждый для себя сам, в среднем — около 30 минут.

1. Отключите электронные устройства, предупредите близких, чтобы вас не тревожили. Сядьте на стул с прямой спинкой без подлокотников так, чтобы вы могли спокойно вытянуть руки и ноги, не задевая людей и предметы. Если спинка стула недостаточно высока, а шея возвышается над ней, сядьте чуть ниже, чтобы затылок касался спинки стула. Свесьте руки, расслабьте плечи, вытяните ноги вперед, согните их в коленях. Ступни должны полностью опираться о пол.

2. Задайте себе вопрос: «Как я чувствую себя эмоционально и физически?» Оцените свое состояние от 1 (ужасно) до 10 (превосходно). «Поймайте» ненужные мысли и прогоните их.

3. Поочередно двигайте разными частями тела: пальцами, ногами, спиной, рукой, издавая различные звуки.

4. Дышите через нос, медленно и неглубоко.

5. Отслеживайте ощущения в частях тела: напряжение, тяжесть, покалывания, боль.

6. Мысленно проведите «ревизию» частей тела. Задайте себе вопросы: зажата ли моя шея? Подняты ли плечи? Какие машинальные движения я совершаю?

7. Обращайте внимание на «незаметные» части тела: область под коленями, уши, живот.

8. Проработайте напряжение: осторожно вращайте шеей, медленно наклоните голову назад. Не делайте ничего через боль.

9. Обозначьте проблему движением или звуком. Звук должен быть громким и протяжным, например, «Ха» или «Ах».

10. Вытяните руки на уровне плеч и двигайте ногами. Затем откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь и дышите.

11. Чувствуете эмоциональный дискомфорт? Встаньте, пропойте «Ха» или «Ах», нанесите несколько ударов по воздуху. Сядьте, откиньтесь на спинку стула, спокойно дышите и дайте неприятным чувствам уйти.

Сенсорная память

Развитие органов чувств усиливает степень «присутствия» актера и вовлекает зрителя в процесс выступления. То же происходит с собеседниками во время переговоров.

Упражнения на обострение восприятия органами чувств помогают лучше контролировать физическое и психологическое состояние, точнее выражать эмоции, учат наслаждаться каждым моментом жизни.

Тренировка на развитие сенсорной памяти «Напиток за завтраком». Она развивает пять органов чувств.

1. Сначала потренируйтесь выполнять упражнение с настоящей чашкой и жидкостью в течение 30-40 минут. Потом практикуйтесь на воображаемой чашке около часа.

2. Не используйте чашку, которая вам дорога, ассоциации могут вам мешать.

3. Напиток должен быть той температуры, какую вы любите. Постарайтесь представить: вы не знаете, что за напиток в чашке, он просто есть.

4. Начинайте упражнение с полной чашкой. Продолжайте пить на протяжении всего времени, отведенного на упражнение.

5. Задавайте себе вопросы: каков вес чашки? Форма? Из чего она сделана? Какова на ощупь ручка?

6. Пригубите напиток. Почувствуйте: он горячий или холодный? Осознавайте каждый глоток. Визуализируйте движение жидкости по пищеводу в желудок.

7. Поднесите воображаемую чашку к лицу. Коснитесь ее виском или щекой. Ощутите температуру, структуру ее поверхности.

8. Если вы начали отвлекаться, сделайте упражнение на расслабление, сосредоточьтесь и продолжайте.

Эти упражнения применяли Мэрилин Монро и Марлон Брандо, режиссеры и преподаватели актерского мастерства.

По мнению автора книги, упражнения Страсберга полезны всем, кто хочет лучше узнать себя, развить осознанность и овладеть искусством общения и публичных выступлений.

Хотите самостоятельно практиковать метод режиссера? Следуйте его советам:

  • Обращайте внимание на ощущения дома и на улице, во время обеда и встречи с друзьями.

  • Выбирайте упражнения, которые нужны вам, и выполняйте их в любой последовательности. Фиксируйте эмоции, анализируйте эффект от них. Записывайте мысли и ощущения в дневник.

  • Запаситесь терпением. Эффект от упражнений вы заметите скоро, для достижения мастерства потребуются годы.

  • Изучайте различные театральные стили, живопись, литературу, музыку. Увлечение искусством способствует творчеству.

  • Читайте психологическую литературу и интересуйтесь исследованиями мозга.

  • Наблюдайте за людьми. Старайтесь почувствовать их жизненные обстоятельства, любовь, боль.

  • Работайте над физическим и телесным здоровьем, чтобы достичь выносливости и концентрации.

  • Адаптируйте упражнения под себя.