Мировые религии медленно, но меняются под напором научного прогресса. Впрочем, это не означает, что в будущем для Бога не остается места. Один из ведущих популяризаторов науки Карл Саган в своих лекциях «Наука в поисках Бога» рассказывает о том, как ученые и священники могут играть за одну команду.

Репутация Карла Сагана в научных кругах напоминает репутацию Сергея Петровича Капицы, которому высоколобые работники умственного труда не могут простить успешное занятие популяризацией науки — якобы в ущерб собственно исследовательской деятельности. Американский физик Саган в конце XX века был одним из самых успешных западных авторов научно-популярных книг, статей и телесценариев о поиске жизни на других планетах и о сущности жизни на Земле.

«Наука в поисках Бога»

Карл Саган известен прежде всего своим активным участием в проекте SETI — поиске внеземных цивилизаций путем сканирования с помощью радиотелескопов различных объектов в космосе. Этот проект не принес результатов, а вот идея Сагана снабдить все космические аппараты табличками с информацией о человеческой цивилизации как раз была внедрена. Профессор лично разрабатывал текст нескольких таких посланий.

Профессиональный астроном и астрофизик Саган многие годы размышлял о диалоге, который теоретически может состояться у человечества с чем-то внеземным.

Возможно, поэтому он написал ряд книг и прочел множество лекций о Боге, религии и ее сосуществовании с современной наукой. «Наука в поисках Бога» — сборник лекций, которые Саган прочел в Шотландии в 1985 году. Задача лекций — в «распространении познания в сфере естественной теологии, иными словами, познания Бога», как говорил сам ученый. Прочитанные 33 года назад лекции не потеряли своей научной и философской ценности.

Состав веры

«Вообразите, что кто-то из ваших родителей... входит сюда к нам в зал обычным человеческим шагом. За ним шагает ваш дед. А за ним — прадед. Сколько времени понадобится, чтобы в открытых теперь дверях показался предок, передвигающийся на четвереньках? Ответ: неделя, — рассуждает Саган. — От четвероногих предков нас отделяют считаные десятки миллионов лет, это ничтожный 1% геологической истории Земли».

Слово «геологический» здесь неслучайно — Саган посвятил этой теме целую лекцию. Его особо занимает специфика состава Земли в сравнении с метеоритами, другими планетами и межзвездным газом. При чем здесь Бог? В том, что только на Земле мы обнаруживаем органическую жизнь, причем с единой основой.

«Все организмы на Земле в качестве фермента используют определенную молекулу под названием „белок“. Все организмы на Земле используют молекулу под названием „нуклеиновая кислота“ для кодирования генетической информации и воспроизводства ее в потомстве. И хотя на вид у меня мало общего, скажем, с грибом-слизневиком, в основе своей мы невероятно схожи». Лектор видит в этом одну из нитей, которые связывают религию с наукой.

Божественная самосборка

Саган разбирает и известное математическое рассуждение о невозможности самосборки Вселенной, и тем более — простейшего белка из 100 аминокислот. Вероятность появления такого биологического механизма — 1 : 10130. Это существенно больше числа элементарных частиц во Вселенной (1080).

Отдельная проблема в теории самосборки — время.

Расчеты длительности процесса зарождения белковой жизни оставляют немало вопросов, которые затрагивает Саган в своих лекциях.

Впрочем, здесь Саган как раз не оставляет места божественному вмешательству. Ученый предлагает рассматривать не весь белок, а его так называемый активный центр, который и осуществляет всю работу биологической машины. Он состоит из пяти аминокислот. Вероятность самосборки такого механизма уже реалистичнее — 1 : 3 млн.

«Это до смешного маленькое число. На все эксперименты хватит одного-единственного океана и недели времени», — утверждает Саган. Впрочем, и в этой стройной теории есть слабые места.

Шотландские лекции посвящены «вопросам естественной теологии, богословского знания, полученного исключительно путем логических рассуждений, опыта и экспериментов», говорит ученый. И пытается следовать своим же правилам как можно внимательнее.

Бог и его польза

Саган также рассуждает и о «личности» Бога. Пользуясь рациональными доводами, стоит сначала определить, кого — или что — мы имеем в виду. Старца с седой бородой или совокупность законов природы — то есть бога Спинозы и Эйнштейна?

Кроме того, если существуют инопланетяне (чего не исключил недавно даже папа Римский), то какой у них бог и как это меняет нашу религию?

Саган отдает должное обычной религиозной практике. Впрочем, он признает: эксперименты, когда молящиеся быстрее излечивались от сравнительно легких заболеваний по сравнению с контрольной группой неверующих, вовсе не доказывают существования божества.

Ученый предполагает существование в организме человека отдельного вещества — «теофорина» (от «теофор — «носитель бога»), от которого зависит вера. Польза теофорина с точки зрения эволюции — относительная, но с точки зрения морали, как считает Саган, — бесспорная.

«У религии есть немало способов сыграть благую, полезную, целительную, практическую, функциональную роль в предотвращении ядерной войны», — утверждает ученый. И в этом с ним хочется соглашаться.