Трудовой энтузиазм, настоящая мужская дружба, непреклонные люди дела со сложной судьбой: в постсоветское время такое кино больше не снимали. А между тем кое-что у героев советских фильмов хотелось позаимствовать. ЧТД по случаю «мужского» праздника выясняет, чему нас учат их поступки.

«Карьера Димы Горина»

«Карьера Димы Горина», режиссеры Фрунзе Довлатян, Лев Мирский, 1961

В жизнь сотрудника сберкассы Димы Горина (Александр Демьяненко) врывается странный посетитель. Он приехал из тайги и не боится ходить по Москве с набитым деньгами хлипким чемоданчиком. Горин ошибся в финансовых расчетах и едет за ним на стройку — и там понимает, что отчаянно хочет стать настоящим мужчиной. Валить лес, мешать цемент, дежурить ледяной ночью у костра и не обижаться на невежливые шутки: тайга, как говорят ребята, закаляет, но не облагораживает.

Результат путешествия героя: новый характер. Теперь Горина зовут Митя, он курит, видит без очков и ловко лазает по опорам построенной им ЛЭП. Пора становиться министром финансов, как советует добрый закадровый голос.

Взять немного героизма. У Горина есть тетя, которая заставляет его носить полосатую пижаму. У нас тоже есть тетя, настоящая или внутренняя, которая заставляет выбирать привычное вместо нового и считать, что все люди злы. Если попрощаться с этой тетей хотя бы мысленно, жизнь поменяется.


«Председатель»

«Председатель», режиссер Алексей Салтыков, 1964

Фронтовик Егор Трубников (Михаил Ульянов) становится председателем колхоза «Труд». Колхозники встречают его так: «Не лезь ты в нашу грязь, мы к ней прилипшие». Трубникову приходится уговаривать и хвалить, нажимать на болевые точки и орать. Старика, который не хочет работать, он спрашивает, за что тогда погибли его сыновья. А когда на плакате про светлое будущее пишут неприличные слова, Трубников показывает, как умеет ругаться (этот эпизод в фильме идет без звука): пожилые колхозники одобрительно крякают, хулиганы пристыжены.

Результат путешествия героя: новый мир. Сам Трубников не меняется: он хитер и любит своих колхозников, как неразумных детей. И с их помощью становится почти богом: создает другой мир, с клубом, столовой и красивыми домами.

Взять немного героизма. Председатель уверен, что прав, — поэтому не боится даже сотрудников госбезопасности. Когда ты точно знаешь, что делаешь, для кого и зачем — то и храбрость откуда-то берется, и подходящие слова, и нужные события.


«Высота»

«Высота», режиссер Александр Зархи, 1957

Монтажники-высотники шлют с высоты привет, а сами не пристегиваются — особенно бригадир Николай Пасечник (Николай Рыбников). Это опасное бесстрашие превращается в героизм, когда начальство велит монтировать оборудование в сильный ветер: лопается один из тросов, на котором поднимают огромную конструкцию, но Пасечник прыгает на нее с веревкой и спасает государственное имущество. А впереди еще один вызов — чтобы сдать в срок доменную печь, приходится работать по ночам.

Результат путешествия героя: безумство храбрых. В дождь Пасечник решает укрепить сверху домны красный флажок, скользит на мокрой доске и разбивается, поскольку был без страховки.

Взять немного героизма. Можно дофантазировать будущее Пасечника — он наверняка будет тренироваться как проклятый, чтобы вернуться к работе. Не зря же кричит вслед уезжающим на новую стройку: «Без высоты мне не жить!»


«Добровольцы»

«Добровольцы», режиссер Юрий Егоров, 1958

Комсомольцы Кайтанов (Михаил Ульянов), Уфимцев (Петр Щербаков) и Акишин (Леонид Быков) волнуются в длинной очереди — вдруг их не возьмут строить московское метро? Но их берут — таскать землю в вагонетках, работать отбойным молотком, бороться с хлынувшей сквозь стены водой. После этого друзья попадают в больницу, а Кайтанова обвиняют во вредительстве, но метростроевцы спасают его. В жизни друзей будут и другие стройки, и война в Испании, и Великая Отечественная. Работа, трудности и бои, а домой торопиться необязательно — так видел жизнь настоящих мужчин автор сценария Евгений Долматовский.

Результат путешествия героев: настоящая дружба. Хотя пути периодически расходятся, мужчины пишут и звонят друг другу, поддерживают друг друга и подпитывают теплом и вниманием и при встречах всегда поют: «сердце горит оттого, что дружба превыше всего».

Взять немного героизма. Добровольцы — храбрые и упрямые люди. Уфимцев практикует затяжные прыжки с парашютом. Слабый Акишин качает мышцы с помощью чугунных утюгов. Кайтанов рвется на самые дальние стройки. Они видят каждый жизненный вызов и откликаются на него — тем более что вызовы их время предлагает постоянно.