20 лет назад умер доктор Бенджамин Спок. Педиатр, который перевернул взгляды послевоенной Америки и всего мира на то, как надо воспитывать детей. Его видение оказалось неожиданно востребованным, стало на некоторое время непререкаемым, а потом было выброшено на помойку как ненаучное и вредное. Похоже, доктор Спок не очень хорошо представлял, «как надо». Зато он точно знал, «как не надо». И это его главная заслуга.

В 1946 году Америка только что вышла из Второй мировой и прямым ходом неслась в другую войну — холодную. Американцы нуждались в том, чтобы кто-то вышел к ним со словами утешения и поддержки. Но ни президент Гарри Трумэн, ни политики, ни журналисты, ни деятели искусства с этим не спешили.

Именно поэтому книга «Ребенок и уход за ним» малоизвестного и не слишком успешного педиатра Бенджамина Спока стала фантастически популярной. Ведь главной ее идеей был призыв верить в себя и не бояться.

Доктор Бенджамин Спок

Доктор Спок до конца жизни так и не сумел наладить дружеских отношений со своими собственными детьми, а это не лучшая характеристика педагогических способностей. Однако это только доказывает, что метод интуитивного воспитания и здравомыслия Спока работает не со всеми и не для всех. От некоторых родителей он требует слишком многого, — хотя бы того же здравомыслия и интуиции.

Учителя и противники

Бенджамин родился в многодетной пуританской семье. Из тех, где понятия «хорошо» и «плохо» тождественны понятиям «принято» и «не принято». Отец в воспитание детей не лез, а мать придерживалась распространенного тогда (да и сейчас) мнения, что только она знает, что хорошо, а что плохо для ее потомства.

Спок на радость маме поступил на медицинский факультет Йельского университета (тот же вуз закончил его отец) и неплохо учился. Прославился он там, впрочем, не достижениями в науке, а успехами в спорте, став в 1924 году олимпийским чемпионом по гребле.

В какой-то момент Споку удалось выйти из-под контроля своей семьи. Сначала он наотрез отказался жить дома во время обучения в университете, а потом женился на «неподобающей» особе.

Возможно, из того же чувства противоречия Спок увлекся психоанализом, чтил Фрейда и его последователей. Впрочем, мать Спока тоже повлияла на его метод: педиатр взял у нее абсолютную веру в здравый смысл, в то, что рассудок — божественный дар, который изначально заложен как во взрослых, так и в детях.

Книгу доктора Спока невозможно объяснить без упоминания еще одного ученого, педагога и психолога — Джона Уотсона. Его кредо — жесткое воспитание, лишенное каких бы то ни было эмоций.

«Материнская любовь — опасное оружие. Инструмент, который может нанести рану, которая никогда не затянется, — утверждал он. — Она может сделать детство несчастным, отрочество — кошмарным. Инструмент, который может разрушить профессиональное будущее вашего сына или дочери и их надежды на семейное счастье».

Уотсон советовал родителям никогда не целовать своих детей, никогда не усаживать их себе на колени, никогда не качать колыбель. «Если уж это так необходимо, можете поцеловать вашего ребенка в лоб на ночь», — писал суровый педагог.

Любовь и разум

В итоге родился «Ребенок и уход за ним» — книга, написанная «от противного». В оригинале роль здравого смысла в воспитании была ясна уже из названия: «The Common Sense Book of Baby and Child Care».  Доктор Спок безусловно имел в виду и свою мать, и Джона Уотсона, когда объявил новый принцип: «Не бояться».

«Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу», — учил Спок матерей. Не бойтесь показывать свою любовь и перестаньте учить жизни. Не бойтесь доверять детям, ведь у них тоже есть разум, который не даст им попасть в серьезную беду.

Сейчас основные идеи доктора Спока выглядят настолько естественными, что их стыдно повторять лишний раз. Любите своего ребенка. Обнимайте его. Не забывайте говорить, что он ваш любимый — и уже поэтому особенный. Избегайте физических наказаний.


Кормите его, когда он голоден, а не по расписанию. Не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, если это необязательно. Не навязывайте ему своих взглядов. И всегда, каждую секунду верьте своему здравому смыслу и поступайте, как советует вам он и ваша интуиция.

«Интуитивное воспитание» Спока не раз становилось поводом для критики. Автору говорили, что он воспитывает мягкотелых нарциссов, не готовых к самостоятельной жизни, которые станут развращенными чудовищами, оказавшись в положении главы семьи или в роли принимающего решения.

У врачей тоже были претензии к доктору Споку. Всем известна его рекомендация, чтобы ребенок засыпал на животе, а не на спине. Резон был вполне очевидный: «если ребенка вырвет во сне, то, лежа на спине, он может захлебнуться и умереть».

Как считают исследователи, эта рекомендация стоила жизни сотням, если не тысячам младенцев. Оказалось, что сон на животе резко увеличивает риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Эту ошибку, правда, довольно быстро заметили.

Доктор Спок долгое время был активным сторонником обрезания мальчиков в первые дни жизни. Лишь в конце жизни он признал, что этого можно и не делать (хотя обрезание, по данным современных исследований, действительно уменьшает риск заболеть целым рядом половых инфекций).

Кстати, мужское обрезание едва ли не ярче всего демонстрирует то влияние, которое взгляды Спока оказали на американских родителей. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, примерно 80% американских мужчин обрезаны независимо от религии. В 1946 году, когда вышла «Ребенок и уход за ним», обрезание было распространено в основном среди еврейской и мусульманской общин США.

Свободное поколение

Бенджамин Спок несколько десятилетий считался гуру американской педиатрии и педагогики. Поколение 1960-х выросло именно на его принципах — и стало, возможно, самым счастливым в XX веке.

Молодые родители, правда, слишком буквально понимали доктора, который предлагал давать ребенку свободу и вмешиваться лишь в самом крайнем случае. Родителям поколения хиппи этот принцип, естественно, пришелся по душе. Некоторые даже винили Спока в распущенности 60-х и 70-х.

Позднее идеи Спока распространились и на систему школьного образования. Возник новый принцип: школьник может сам выбирать, какие предметы он будет сдавать для получения аттестата зрелости, кроме пары обязательных экзаменов. В итоге многие юноши выбирали автодело, а девушки — ведение домашнего хозяйства.

Позже, когда в стране вдруг обнаруживали дефицит представителей тех или иных профессий или выяснялось, что американские школьники отстают по некоторым предметам от своих сверстников за рубежом, виновным в этом назначали доктора Спока.

Довольно долго главные претензии к доктору Споку предъявляли по политической линии. Он был типичным леваком: выступал против истеблишмента, военных, войны во Вьетнаме, за легализацию марихуаны и так далее.

Спок принимал участие в демонстрациях протеста и попадал под арест. Он даже баллотировался в президенты США от одной из микроскопических партий, получив свои несколько десятков тысяч голосов. И все-таки американцы видели в нем в первую очередь воспитателя, а не политика, так что готовы были простить ему радикальные взгляды.

Когда же в начале 80-х маятник общественного мнения качнулся вправо и все больше влияния начали получать консервативные идеологи, звезда доктора Спока начала гаснуть. Теперь уже только ленивый не обличал «интуитивное воспитание» в том, что именно оно спровоцировало движение хиппи, сексуальную революцию и распространение наркомании.

Тогда же Споку припомнили, что он бросил жену после 40 лет семейной жизни, что женился на девушке, которая на 40 лет моложе его, и что внук гениального воспитателя покончил жизнь самоубийством.

Зато образ доброго и внимательного педиатра никак не поблек за рубежом. Там никому не было дела до политических взглядов Спока, никто не знал о его личных проблемах. Для иностранных читателей он не был даже в полном смысле этого слова человеком. Он был книгой «Ребенок и уход за ним».

Популярной главным образом потому, что в ней новые поколения отцов и матерей читали то, что и сами интуитивно знали или чувствовали. Что одного поцелуя в лоб мало. Что ребенка надо кормить, когда он голоден, а не по расписанию. Что ребенком надо заниматься, а не просто воспитывать. И, самое главное, ребенок должен быть любимым.