Традиционная система образования, построенная на передаче знаний от лектора к аудитории, требует сегодня новых подходов, в том числе технологических. Одно из перспективных направлений — дополненная реальность (augmented reality, или AR), которая может превратить учебный процесс в многогранный виртуальный опыт. ЧТД поговорил об этом с Оксаной Силантьевой, продюсера обучающих онлайн-офлайн курсов.

Технология AR — дополненная реальность — чаще ассоциируется с компьютерными играми типа Pokemon Go. В них видеокамера мобильного телефона становится окном, через которое виртуальный мир приходит в нашу обычную жизнь: камера не только показывает нам окружающую действительность, но и населяет ее вымышленными рисованными существами.

AR-технологии востребованы не только в развлечениях, но и в образовании. Виртуальные образы, которые студенты могут увидеть прямо в зале лектория, делают учебный материал более наглядным, ярким и запоминающимся. Да и что такое образование, как не дополненная новыми знаниями реальность?

Образованный — значит информированный

Новые технологии меняют навыки, обязательные для образованных людей. Раньше образование подразумевало прежде всего эрудицию — способность, например, глядя на какое-нибудь здание, сказать, когда и кем оно построено. Теперь же не менее важно уметь пользоваться технологиями, которые позволяют эту информацию найти, причем чем быстрее, тем лучше. Приложения с дополненной реальностью в этом контексте выглядят особенно перспективно.

«Представьте, что вы идете по улице, и все здания обрастают стрелочками и пояснялочками, — рассказывает Оксана Силантьева. — Дополненная реальность в идеале работает именно так. Навожу камеру смартфона на здание и получаю все сразу: и сведения по геолокации, и историю строительства — все что угодно. Это сокращает количество кликов в поисковых системах и сильно увеличивает скорость».

Помимо гидов по городам, есть целый ряд других приложений с дополненной реальностью, которые несут образовательные функции. Например, Star Walk 2 позволяет распознавать созвездия, «сканируя» небо камерой. SketchAR помогает улучшить технику рисования, проецируя учебное изображение на лист бумаги.

Каждый, кто когда-либо учил иностранный язык, развешивая по комнате карточки с названиями предметов, пользовался аналоговым вариантом дополненной реальности. Гаджеты способны перевести и этот метод в цифровой формат.

Наведя камеру на шляпу в прихожей, человек сможет услышать, как называется этот предмет, допустим, по-японски.

Теоретически в будущем мы получим постоянное облако информации обо всем окружающем, включая людей. Правда, пока это только футуристические фантазии. Будут ли подобные проекты успешными и найдутся ли для них инвесторы, пока неясно.

Реальность в цифре

Тем не менее технологии AR уже достигли такого уровня развития, который позволяет внедрять их в традиционный образовательный процесс. Оксана Силантьева убеждена, что спрос на них растет, и в апреле представит свой курс по мультимедийному сторителлингу с элементами дополненной реальности.

Устроен этот курс будет так: вы получаете по почте плакат с картинками, распечатываете его в ближайшей типографии и вешаете на стену. Потом скачиваете специальное приложение. Оно позволяет при наведении смартфона на плакат загружать обучающие модули с видео, текстами и другими компонентами. Создатель курса уверена, что этот вариант удаленного образования гораздо эффективнее, чем онлайн-лекции.

«Есть мнение, что можно просто записать „говорящую голову“, выложить все это занудство на сайт и сказать — „вот, у нас онлайн-курс“, — рассуждает она. — Нет, дистанционное образование — это про соединение офлайна и онлайна. Одна только необходимость зайти на сайт и посмотреть видеоурок отсекает 80% участников вашего курса».

По мнению эксперта, пользователи обычно готовы посещать всего 3-4 типа сайтов. Это почта, соцсети, новостные порталы, а также тематические издания, соответствующие их интересам. Посещать регулярно другие ресурсы большинству не удается. Поэтому, чтобы создать эффективный образовательный онлайн-курс, нужно очень многое сделать для привлечения внимания пользователя.

Необходимо заинтересовать и мотивировать "ученика" таким образом, чтобы он каждый раз осознанно возвращался к обучению. Дополненная реальность сегодня может дать ему уникальный опыт, который способен увлечь.

«У человека пять органов чувств. Чем больше активностей мы можем ему предложить, чем больше воздействуем на эмоции, тем быстрее создаются нейронные связи, тем выше лояльность и вовлеченность в процесс, — уверена Оксана Силантьева. — Об этом много говорят применительно к детям, но когда речь заходит про обучение взрослых, почему-то вновь и вновь возникает история про мучительный труд, про Ломоносова, который должен через пургу идти к знаниям».

Образование — это волшебство

Общество никогда не начинает пользоваться нововведениями сразу и в массовом порядке. Есть кривая восприятия инноваций, которая показывает, с какой скоростью разные люди адаптируются к технологиям.

Сначала идут «гики», они самые быстрые, их примерно 2% от всего населения. За ними следуют около 13% «адаптаторов» — это стартаперы и другие представители бизнеса, те, кто прикидывает, как новые технологии могут сработать. 

И только потом постепенно подключается пользовательское большинство. Оно делится на раннее и позднее. Оксана Силантьева считает, что в случае с дополненной реальностью мы находимся в моменте перехода от адаптаторов к раннему большинству.

«Уже существуют региональные школьные газеты с дополненной реальностью. То есть ты скачиваешь приложение, наводишь на газету, и картинка превращается в видеоролик. Тут главное, конечно, что все сразу кричат — „Ура, газета как у Гарри Поттера!“ — рассказывает эксперт. — Причем так реагируют несколько поколений, и этот образ закрепляется. Есть видеоролик Microsoft про будущее технологий, снятый про мир в 2020 году, и там тоже человек берет именно такую газету — как у Гарри Поттера».

via GIPHY

Курс Оксаны Силантьевой тоже преподносит образовательный процесс как волшебный. При наведении смартфона на плакат его части начинают двигаться: ракета взмывает в воздух, дракон оживает, и все эти образы приглашают направиться в ту или иную сторону образовательного маршрута, который ты выбираешь сам.

Как и в других обучающих программах с игровыми элементами, здесь каждый пользователь ведет свою личную статистику, в которой видно, что он уже изучил и на какой уровень вышел. Пройдя определенный путь, учащийся может получить онлайн-предложение прийти в определенное место, чтобы принять участие в офлайн-мероприятии. В век цифровых технологий такие встречи будут особенно цениться.