Музыка не только приносит нам радость, но и помогает  стать умнее. С этой мыслью готовы согласиться многие из нас, впрочем, мало кто понимает, как именно. Судя по данным исследований, у ученых до сих пор нет четкого ответа. Зато есть ответ на вопрос, почему до сих пор ни один композитор не придумал «идеальной мелодии для умных».

Классика для мозга

Воздействие музыки на мозг волновало ученых не одно столетие. Этот вопрос стал актуальнее, когда проигрыватели виниловых пластинок и кассетные плееры принесли музыку в каждый дом, а потом и в каждый карман. Не говоря уже о современности, когда безграничный поток музыки на любой вкус доступен всюду, где есть интернет.

В 1991 году появилась книга французского отоларинголога Альфреда Томатиса (Alfred Tomatis) «Почему Моцарт?». Автор утверждал, что именно прослушивание классической музыки австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта позволяет мозгу концентрироваться. Дело в том, утверждал Томатис, что тот писал свои произведения на определенной тоновой высоте, которая гармонизирует мозговые волны.

В 1993 году калифорнийские ученые Френсис Раушер, Кэтрин Кай и Гордон Шо (Frances Rauscher, Catherine Ky, Gordon Shaw) поставили эксперимент, чтобы опытным путем проверить, как музыка Моцарта влияет на интеллект.

В эксперименте приняли участие 36 студентов, поделенных на три группы. Первая группа в течение нескольких минут слушала Сонату для двух фортепиано ре мажор, К 448. Второй группе была предложена аудиоинструкция по релаксации. Участники третьей проводили время в тишине. После этого все испытуемые прошли тест IQ.

Оказалось, что у группы, которая слушала Моцарта, показатели пространственного мышления в среднем улучшились на 8-9 пунктов. Правда, длился эффект недолго: через 10-15 минут IQ вернулся к своему прежнему уровню.

Доклад о результатах исследования был опубликован в научном журнале Nature и вызвал интерес не только у специалистов, но и в обществе в целом. Хотя авторы доклада подчеркивали, что эффект «улучшения интеллекта» был кратким и затронул лишь одну из сфер — пространственно-абстрактную, общественность воодушевилась идеей поумнеть с помощью музыки. В итоге спрос на Моцарта в США неимоверно вырос.

Отсюда развилась идея — не основанная вообще ни на чем, кроме как на слухах, — что прослушивание музыки Моцарта с первых месяцев жизни влияет на формирование интеллекта. В 1998 году губернатор штата Джорджия даже распорядился вручать всем родителям новорожденных CD с произведениями композитора. Будущие американские мамы укладывались спать под симфонии и сонаты, придвигая динамики поближе к животу.

Моцарт не важен

Но в 1999 году все изменилось. В журнале Nature вышла статья гарвардского психолога Кристофера Чабриса (Christopher Chabris) «Прелюдия или реквием для «эффекта Моцарта?». 

Автор на примере более чем десятка исследований доказывал, что в действительности музыка Моцарта не оказывает на мышление человека почти никакого влияния.

Родителям, которые ставят Моцарта детям, автор рассказал неутешительный факт: нет вообще никаких научных данных о пользе классических мелодий для раннего развития.

Чабрис рассказал о результатах новых экспериментов с музыкой. Если кто-либо в группе испытуемых предпочитал Моцарту, скажем, Ференца Листа, то именно от прослушивания музыки любимого композитора у слушателя возникал эффект краткосрочного улучшения мозговой активности.

Это позволило ученым предположить, что дело вовсе не в классике, а в удовольствии, которое участники эксперимента испытывают при прослушивании своей любимой музыки. Именно оно и заставляет наш мозг работать лучше.

И тем не менее остается вопрос: почему одна музыка вызывает «эффект Моцарта», а другая — нет? В поисках ответа ученые расширили поле экспериментов. Они стремились описать влияние музыки разных жанров на мозг, а также конкретизировать эмоциональный эффект от прослушивания музыки.

В этом направлении преуспел нейробиолог и психолог Дэниел Левитин (Daniel Levitin), почетный профессор Университета Макгилла в Монреале (Канада). Левитин — страстный меломан, музыкант и музыкальный продюсер. Большую часть своих работ посвятил исследованию когнитивных и эмоциональных эффектов, которые вызывает музыка. В 2007 году вышла его книга «Это твой мозг, помешанный на музыке», основанная на экспериментах, которые автор ставил в лаборатории Университета Макгилла. В том же году вышла работа британского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Музыкофилия». 

Музыка — это мы

Обе книги оказались в списке бестселлеров The New York Times. Основная их идея заключалась в том, что восприятие музыки — это не «побочный» и, в общем-то, бесполезный процесс для эволюции.

Напротив, способность воспринимать мелодии и совместно получать от них удовольствие — важнейший механизм социализации древних людей, утверждали авторы. По их мнению, способность радоваться музыке делала людей умнее и сплоченнее.

Работы Левитина и Сакса многие критиковали за слишком «попсовую» подачу научных фактов, которые неизбежно страдают, если объяснять их простыми словами. Тем не менее авторам удалось донести до множества людей одну важную мысль: музыка — это не таинственная «пилюля», которая способна превратить всех нас в гениев.

Каждый мозг реагирует на мелодии по-своему, так что идеального «композитора для ума», к счастью для нас всех, не существует.

Перед соревнованиями многие профессиональные бегуны слушают музыку с четким ритмом, чтобы сконцентрироваться и привести тело в тонус еще до начала забега. Это доказанный эффект, утверждает Левитин в одной из своих лекций. Но ни один спортсмен не выиграет без обычных тренировок.

Так что если вы хотите, чтобы музыка помогала вашему мозгу, сделайте свою музыкальную и интеллектуальную жизнь разнообразной. И еще научитесь понимать музыку: обратите внимание на гармонию звуков, и, возможно, они откроют вам гораздо больше, чем просто куплет и припев.