Гениальная идея может прийти к тебе не благодаря, а вопреки. Особенно если ты молод, самовлюблен и капризен. Так считает мастер триллеров, режиссер Дэвид Финчер в фильме «Социальная сеть» (2010), который только на первый взгляд посвящен созданию соцсети Facebook и ее основателю Марку Цукербергу.

Много побед было совершено для того, чтобы кому-то что-то доказать или кому-то за что-то отомстить. Это частный случай закона гиперкомпенсации, который впервые сформулировал австрийский психотерапевт Альфред Адлер.

Вместо того чтобы просто ответить на обиду, человек берет и меняет мир — назло обидчику.

Впрочем, изменить мир дано не всем — нужны способности, упорство, сообразительность, хитрость, везение и помощники. И всего этого у студента Гарварда Марка Цукерберга (Джесси Айзенберг) оказалось много.

Сперва он обиделся на девушку по имени Эрика, которая назвала его придурком и отказалась с ним встречаться. Отказалась, кстати, не без причины.

Общение с Марком, самовлюбленным «ботаником», который отчаянно мечтал состоять в престижных студенческих клубах, было невыносимым.

В ответ Марк написал про Эрику гадости в своем блоге. А потом его мысль сделала изящный поворот — он решил творчески переработать не менее обидную идею своего соседа по комнате. Вышло гораздо удачнее, чем оба могли предположить.

Шутка про сравнение фото девушек с животными превратилась в интернет-голосование за самую сексуальную студентку. 22 тысячи посещений за 2 часа. Сеть Гарварда обвалилась.

Для Цукерберга очень важно, чтобы его таланты оценили по достоинству, а его IQ превозносили. Именно поэтому его так ранит слово «придурок», и поэтому он стремится общаться с богатенькими студентами из элитных семей.

Близнецы Уинклвосс, восходящие звезды высшего общества, красавцы-гребцы, делают ему предложение о сотрудничестве, однако не проводят его дальше прихожей. Эта обида ранит Цукерберга еще сильнее. Оказывается, одного ума мало, надо быть еще и белой костью.

Близнецы хотят создать эксклюзивную социальную сеть знакомств. Марк снова берет чужую идею и дорабатывает ее: «Все хотят общаться в интернете со своими друзьями. Надо просто взять нашу тусовку и перенести ее онлайн. Это как вступить в клуб, в котором мы будем президентами».

Речь Марка обращена к соседу по комнате, Эдуардо Саверину. Увлеченный идеями друга, Саверин дает деньги на новую социальную сеть — Facebook, которая моментально становится популярной — сначала только в Гарварде.

Потом — новый виток. Студенты других университетов и колледжей френдят друг друга и ставят лайки. Соцсеть покоряет вузы и города.

Начинаются ссоры с Саверином — он хочет публиковать рекламу, а Цукерберга деньги не интересуют. Разве что в высшем смысле. То есть не миллион, а миллиард — как воплощение абсолютной власти над душами, беспредельной популярности, сияющих высот, с которых можно плюнуть и на Эрику, и на близнецов Уинклвосс, да и вообще на всех.

Для воплощения такой мечты требуется не пресный Саверин и рекламные заказы от производителей газировки, а настоящий советчик. Им становится Шон Паркер, основатель музыкального сайта Napster. Он берет от жизни все, не думая о законах и правилах приличия. Развязность и аморальность как признак силы абсолютно завораживает Цукерберга.

«Ты хочешь завоевать сто колледжей к концу лета? Я дам тебе два континента!» — Паркер придает идее размах, и Цукерберг смотрит на него, как мальчик на крысолова с дудочкой. Впереди победа, впереди слава, а еще впереди шанс, что он когда-нибудь забудет Эрику, плюнет и разотрет. Совсем как Паркер, который забыл капризную подружку и в отместку ей создал свой сайт.

Саверин может сколько угодно кричать: «Я твой единственный друг!» — Цукерберг так уже не считает. В дружбе нет масштаба.

Эдуардо не может обещать ничего грандиозного. Тем более что Эдуардо все-таки приняли в элитный студенческий клуб, а Марка — нет. И выдержать это невозможно.

В фильме Дэвида Финчера Цукерберг так и останется уязвленным, злым подростком, живущим по принципу: «Если у вас в детстве не было велосипеда, а сейчас вы ездите на Bentley, то все равно у вас в детстве не было велосипеда». Но это лишь часть портрета. Этот подросток очень талантлив, умен, зол, аморален и придумал идею, которая рождается раз в поколение.

Пожалуй, стоит сказать спасибо гордой Эрике — интересно, жалеет она сейчас или нет?