Чемпионат мира по футболу объединяет миллионы людей по всему миру, совершенно непохожих друг на друга, со своими проблемами, интересами и мечтами. Что дает им игра? ЧТД сделал подборку из пяти фильмов, которые рассказывают об этом.

«Накал страстей», режиссер Дэвид Эванс, 1997

«Накал страстей»

Скромный учитель английского языка Пол Эшуорт (Колин Ферт) мухи в жизни не обидел. Он неспособен контролировать своих учеников, на его уроках всегда стоит невообразимый гвалт, а на педсоветах он читает футбольные обзоры, потому что с детства болеет за команду «Арсенал». Туда его водил папа.

Но тут в школу приходит новая учительница Сара и сразу заявляет: «Какое позерство этот ваш футбол. Вы прикидываетесь шантрапой ради имиджа». Так начинается роман, но Сара оказывается в недоумении: она хочет разговаривать с Полом об английской литературе, но беседа постоянно сворачивает на «Арсенал». Ее избранник носит белье цветов любимой команды, в школе устраивает дополнительные занятия про «Арсенал» и со своим единственным другом говорит только про футбол.

Сара оказывается в странном положении: в любовном треугольнике, в котором — два человека и одна игра в мяч. Она проверяет свои чувства к... футболу. Тот отвечает довольно холодно.

В итоге Сара начинает кампанию по планомерному вытеснению «Арсенала» из жизни Пола. Тот сопротивляется.

«Можем купить дом рядом со стадионом. Там недорого, не все хотят там жить. Кроме меня — я бы даже приплатил», — говорит он ей искренне.

Так же искренне Пол радуется, когда узнает, что Сара беременна. «Отлично, как тебе имя Лиэм? Так зовут лучшего игрока „Арсенала“, но имя ведь хорошее», — объясняет заядлый болельщик.

В противостоянии с футболом Саре выиграть трудно (к тому же не всегда понятно, враги они или союзники). Зато она видит, какое огромное счастье и колоссальное горе может испытывать ее мужчина, какие сильные эмоции ему дано переживать. И если у Пола есть хобби, которое способно захватить его целиком, есть шанс, что и семья станет его любимой командой.

«Фирма», режиссер Алан Кларк, 1988

«Фирма»

«Мне нужно движение!» — отвечает Бэгси (Гэри Олдман) на просьбы жены завязать с футбольным хулиганством. «Тогда купи пчелиный улей!» — зло отвечает она, и понять ее нетрудно. Дома постоянно толкутся члены группировки Бэгси, распевая похабные песенки и повсюду разбрасывая ножи. Трехлетний Сэмми уже порезал себе щечку.

По телевизору вещают о «новых хулиганах», которые респектабельно выглядят и работают на приличных должностях, а хулиганят из-за отсутствия смысла в жизни. Те хохочут: «Почему бы им не сказать, что мы просто любим бить людей?» Но ведущий в чем-то прав — Бэгси, например, успешный риэлтор, на драки приходит в костюме и может при случае процитировать Конфуция. Руководители враждующих «околофутбольных» группировок тоже смотрятся как взрослые серьезные люди.

Впрочем, упертые футбольные фанаты подозрительно напоминают великовозрастных подростков, которым некуда девать энергию.

Они разбивают и поджигают машины недругов, присылают им издевательские стишки, а при встречах ведут очень долгие разговоры, состоящие только из оскорблений. Как в школе.

Бэгси, которому на вид около тридцати пяти, очевидно, раним и не может расстаться с детством. Он хранит в первозданном виде свою комнату в родительском доме — все стены увешаны фото футболистов, а в заветном чемоданчике любимые игрушки: биты и ножи.

Сначала Бэгси пытался объединиться с двумя другими группировками, чтобы вместе поехать на чемпионат Европы и подраться там с голландцами. Но «замочить тюльпанов» оказалось сложным делом — не получилось решить, кто будет главным в объединенной английской банде.

Бэгси и его враги — взрослые дети с неуемной агрессивностью, которых не устраивает просто игра. Им непременно надо завершить ее дракой — и да, может быть, это единственный для них способ ощутить жизнь. Как говорит один из последователей Бэгси, «если запретят футбол, мы перейдем на бокс, или бильярд, или дартс».

Но у такой погони за жизнью не бывает хеппи-энда.

«В поисках Эрика», режиссер Кен Лоуч, 2009

«В поисках Эрика»

Простой и уже немолодой работяга, почтальон Эрик Бишоп в тяжелом кризисе. Работа вызывает раздражение и усталость, семья разрушена, а дети — в паре шагов от того, чтобы войти в мир криминала, где их ждут с распростертыми объятиями. Бишоп чуть было не накладывает на себя руки, но внезапно для него самого в его душе возникает свет.

Свет — это любимый футболист Бишопа, Эрик Кантона (его в фильме играет сам спортсмен).

Оба знают, что Кантона — галлюцинация. Но это не мешает воображаемому великому нападающему стать блестящим лайф-коучем для грустного и хрупкого почтальона. Ведь Кантона никогда не сдается и обязательно забьет команде противника.

Этот спортивный задор переворачивает маленький мир Бишопа, тот берется за свою жизнь, за жизнь сына и, в конце концов, доходит до своего личного «финала»: бросает вызов преступному миру в лице одного бандита, который издевался над ним.

Но что же может сделать почтальон против отморозка с «пушкой»? Правильно — вооружиться футбольным азартом, набрать команду надежных друзей — и прихватить с собой много масок Эрика Кантона. Для храбрости.

«Хулиганы», режиссер Лекси Александр, 2005

«Хулиганы Зеленой улицы»

Футбольный мяч в фильме появится раза три, не больше. Эта картина — еще одна история про футбольную агрессию.

Отец Мэтта Бакнера — журналист, все время в командировках, и Мэтт с сестрой шутят: «Это автоответчик Карла Бакнера, в ближайшие 57 лет я буду в Кот д’Ивуаре». Так что мужского воспитания у Мэтта нет.

Компенсируется эта нехватка так — Мэтт приезжает из Америки в Англию навестить сестру, знакомится с братом ее мужа Питом, который руководит группировкой команды «Вестхем Юнайтед», и начинает драться.

Только драками можно завоевать расположение парней, в ответ получаешь крепкую дружбу и ясные, простые мысли.

Мэтт уже не вспоминает, что за два месяца до диплома его выгнали из Гарварда. Мэтт ходит в синяках, придумывает ловкие ходы, чтобы победить противников, и чувствует себя отлично: «Я никогда не жил так близко к опасности. Но вместе с тем никогда не чувствовал себя таким защищенным»

Эти ощущения, однако, ненадолго. Месть и ненависть — плохая защита.

Мэтт узнает о жизни группировки такие подробности, что задумывается: необходимо ли будить в себе первобытные страсти? Действительно ли это основа для настоящей дружбы?

Не так просто ответить на этот вопрос. После бешеных драк на пустырях все кажется пресным и скучным, милый треп с милыми людьми выглядит фальшивым, а черно-белое мышление — «кто не с нами, тот против нас» — слишком притягательно, чтобы от него можно было просто отказаться.

Футбольный матч ограничен по времени, и дополнительное время тоже ограничено — а вот встречи группировок — нет; и поэтому самое главное в этом занятии — вовремя завязать.