Зал Карнеги Холла, самой престижной музыкальной площадки США, забит до отказа. На сцене — Флоренс Фостер Дженкинс, которая не умеет петь. В 1944 году имя этой оперной дивы было на слуху, хотя в ноты она не попадала. Как разрешить противоречие между желаниями и способностями? И надо ли разрушать чужие иллюзии? Фильм «Примадонна» может поколебать нашу любовь к истине.

Огромное желание петь артистка-любительница пронесла через всю жизнь. Она родилась в состоятельной американской семье в 1868 году. Родители не жалели денег на образование дочери, но никому из учителей не удалось развить у Флоренс слух. Да и красивым голосом природа не одарила. Тем не менее она твердо заявила, что будет выступать на сцене. Ни отец, ни мать не поддержали 17-летнюю девушку. Ей полагалось выйти замуж и стать хранительницей семейного очага.

Однако упрямства и силы воли Флоренс было не занимать — она сбежала из дома, вышла замуж за бедняка, но зато могла продолжать заниматься любимым делом — обучала музыке детей.

Ситуация изменилась в 1909 году, когда отец Флоренс умер и она оказалась наследницей большого состояния. К тому времени Флоренс развелась с мужем, так что никто не мог помешать воплотить мечту в жизнь.

Появился учитель по вокалу — настоящая звезда оперы, имя которой, правда, сохранялось в тайне. А в 1912 году состоялся первый сольный концерт. Зрители попроще искренне восхищались певицей, критики и профессионалы посмеивались, а сама Флоренс наслаждалась жизнью. Она не сомневалась в своей гениальности. И ее уверенность передавалась многочисленным поклонникам и фанатам, которые раскупали билеты на концерты и пластинки.

Она была счастлива и делилась своей энергией и деньгами с каждым, кто разделял ее страсть к высокому искусству. Так появилось общество любителей классической музыки «Клуб Верди». Под его эгидой мадам Дженкинс (так она желала себя называть) давала концерты, где исполняла сложные оперные партии из Верди, Моцарта, песни Брамса и Штрауса. Если в зале слышались смешки, она уверяла, что это проявление зависти к ее таланту.

Позже феномен этой актрисы опишут ученые Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг. «Эффект Даннинга-Крюгера» проявляется у людей с низким уровнем квалификации, уверенных в своей одаренности.

«Примадонна»

Однако круг поклонников вокалистки был весьма обширен: эти люди сердечно поздравляли певицу после концертов и раскупали билеты на ее выступления. Конечно, они не могли не слышать фальшивых нот, но все затмевала личность и очарование Флоренс.

Английский режиссер Стивен Фрирз настолько увлекся историей мадам Дженкинс, что пригласил сыграть ее великолепную Мерил Стрип. В центре фильма, который в октябре выходит в прокат в России, — подготовка к концерту и самое легендарное выступление в Карнеги Холле.

Интересно, что в фильме Мерил Стрип поет сама. Как же ей надо было постараться, чтобы не попадать в ноты! Ведь на самом деле она — поющая актриса, и пела, например, в мюзикле «МАММА МИА».

Повествование на экране разворачивается постепенно — и это история преданности, любви и искренних чувств. Немолодую Флоренс (к моменту выступления ей исполнилось 76 лет) горячо поддерживает ее супруг Сен Клэр Бэйфилд (Хью Грант) и аккомпаниатор Косма Макмун (Саймон Хелберг).

25 лет назад Сен Клэр был не очень удачливым актером. И Флоренс весьма энергично поддерживала мужа: она выбирала из газет все похвальные слова критиков и прятала разгромные рецензии. А когда пришло время, он сделал то же самое для нее.

Тем более что мадам Дженкинс не просто эксцентричная самовлюбленная богачка — она добрая, отзывчивая благотворительница, которая поддерживает начинающих артистов.

Режиссер предлагает зрителям найти ответ на вопрос — а нужно ли разрушать чьи-то иллюзии? Ложь уже не кажется чем-то ужасным, когда приносит человеку настоящее счастье.