2018 год. Крупные корпорации заменяют сотрудников роботами. В обозримом будущем 19% рабочих могут быть уволены, а от 9 до 50% профессий исчезнут. Чтобы оставаться на плаву, необходимо мыслить творчески. Но что делать, если вы «совершенно не креативный»? Об этом мы поговорили с Романом Комаровым, психологом, экспертом конкурса инноваций в образовании. Публикация подготовлена в рамках совместного проекта ЧТД и Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Может показаться, что прогнозы выше составляли футурологи-пессимисты, намеренно сгущая краски. На самом деле некоторые эксперты рисуют еще более пугающие картины: так, предприниматель Рубен Варданян  уверен, что «2% людей будут заниматься креативом, 20% — их обслуживать и помогать, 80% непонятно чем будут заниматься — их функции будут выполнять роботы».

Роман Комаров

Уже сейчас машины не только неплохо справляются с ручным трудом, но и вытесняют высококвалифицированных специалистов. В прошлом году студенты Кембриджа разработали бота Case Cruncher Alpha и предложили ста юристам из ведущих лондонских фирм с ним сразиться. И программе, и людям нужно было по набору фактов определить, удовлетворит ли финансовый омбудсмен претензии клиентов, связанные с неправильными выплатами по страховкам. Было составлено 775 прогнозов, и искусственный интеллект победил с внушительным отрывом (86,6% против 66,3%).

Как понять, что вас скоро заменит машина или нейросеть?

Специальный сервис посчитает вероятность. Автору этого текста повезло: ему необходимость уступить офисное кресло роботу практически не грозит (вероятность 5,5%). Чего нельзя сказать, например, о бухгалтерах: в их случае вероятность 94%.

Конечно, такая участь ждет не всех: профессионалы высочайшей квалификации останутся — равно как и те, кто сможет предлагать клиентам индивидуальные решения. Но экономика становится все более креативной: конкурировать за счет ресурсов уже не эффективно, на первый план выходит конкуренция идей, знаний, инноваций, технологий. И это многих пугает.

«Особенно сложно тем, кто учился и строил карьеру в ХХ веке, — соглашается Роман Комаров. — Профориентация тогда строилась совершенно иначе. Важно было вписаться в рамки, найти работу и исправно трудиться — желательно всю жизнь, до пенсии. Сегодня это скорее негативный сценарий: если человек всю жизнь работает на одном месте, для работодателя это признак его низкой адаптивности и отсутствия амбиций».


Что немаловажно (и приятно): чтобы вписаться в новые реалии, нет жестких возрастных ограничений. Весь вопрос в том, готовы ли мы учиться, развиваться, осваивать новое. «Люди не хотят меняться, — объясняет психолог. — Большинство из нас занимает позицию адапторов, „приспособленцев“. И это абсолютно нормально: любое общество базируется на адаптивной, а не на креативной функции. Сделать общество полностью творческим — значит подвергнуть его опасности разрушения. И все же, если у вас впереди еще пара-тройка десятилетий рабочей жизни, а ваша профессия — в группе риска, нужно развивать в себе креативные способности».

10 сфер в группе риска

По данным Forbes, в связи с появлением Big Data и цифровой трансформацией экономики 10 профессиональных групп попадают в группу риска.

1. Медицина: уже сейчас роботы прекрасно справляются с функциями диагностов и анестезиологов.

2. Страхование: роль человеческого фактора слишком велика, а машины допускают гораздо меньше ошибок и строят более точные прогнозы.

3. Архитектура: программы, позволяющие создать дизайн квартиры, уже в ходу. И это только начало.

4. Журналистика: современные нейросети пишут пресс-релизы, которые не отличить от подготовленных человеком.

5. Финансы. Собственно, роботы уже здесь: считают быстрее, чем мы, строят более точные прогнозы, шустрее торгуют на фондовых рынках.

6. Преподавание: адаптация образовательного процесса под нужды конкретного ученика — задача, с которой роботы справляются лучше людей.

7. Управление кадрами: алгоритмы помогают машинам выбирать правильных кандидатов.

8. Маркетинг и реклама: нейросети освоили механизм размещения рекламных объявлений и готовы к более сложным задачам.

9. Юриспруденция: в первую очередь под угрозой помощники юристов — роботы справляются с большим количеством задач за меньшее время.

10. Правоохранительные органы: возможно, профилактика преступлений, как в фильме «Особое мнение», нам пока не грозит, но вероятность криминального риска машины просчитывать уже умеют.

Задача со звездочкой

Чем мы старше, тем сложнее развивать креативные способности: мешают стереотипы, усвоенные в течение жизни алгоритмы, инструкции и правила. Наш эксперт регулярно дает студентам вузов и детям в домах творчества простую задачу: соединить четыре точки тремя линиями, чтобы линии замыкались в целую фигуру.

Для психологов ценность этой задачи в том, что для ее решения не нужны специальные знания: важно просто подойти творчески. Среди тех, кто получает второе высшее образование, эту задачу за отведенные 10 минут сразу, в аудитории, решает обычно один человек (в лучшем случае — два), а в домах творчества с ней справляются до 50% ребят.

Homo creativus: кто он?

Если отбросить традиционное разделение на «творческие» и «совершенно не творческие» профессии, как понять, что именно отличает креативного человека? Роман Комаров выделяет несколько признаков.

1. Раскрепощенное сознание
Это совершенно не значит, что творческие люди — люди с отклонениями, противопоставляющие себя обществу. И такое бывает, но, если человек слишком выходит за рамки, это уже не креативность, а «крейзитивность», чреватая, как правило, серьезными неврозами.Тем не менее творческий человек не скован жесткими рамками, ему не свойственно существовать в ментальных «шорах» — отсюда и умение мыслить вне рамок, outside the box.

2. Умение играть на опережение, предвосхищать запросы
Креативный человек не боится проявлять инициативу и не живет по принципу сохранения энергии. Идеальный пример творческого человека с не самым творческим рабочим функционалом — героиня Энн Хэтэуэй в фильме «Дьявол носит Prada».

3. Смыслообразующая мотивация
Когда мы пользуемся творчеством как средством, последствия могут быть плачевными: звездная болезнь, падение творческого потенциала, усреднение. Творческий человек умеет (и любит) заниматься «искусством ради искусства».

4. Готовность к риску
Творческий акт всегда связан с риском. Креативному человеку проще, чем остальным, выходить из зоны комфорта и ставить все (или многое) на кон.

5. Любопытство, способность сохранять взгляд ребенка
Именно это дает творческим людям возможность смотреть на привычные вещи под непривычным углом, видеть небанальное в самом простом. С возрастом сохранять этот взгляд все сложнее. Мы начинаем мыслить шаблонно, пользоваться готовыми схемами. И — перестаем понимать, как решить ту самую задачку с четырьмя точками.

6. Чувство пути
Мы привыкли считать, что способности развиваются в деятельности, и это правильно. Но при этом каждый из нас сталкивается с факторами, которые либо мешают нам творить, либо стимулируют креативность. Зачастую это влияет на профессиональный успех гораздо сильнее, чем простое проявление активности.

Если мы умеем принимать такие факторы во внимание, ориентироваться на них, — значит, нам присуще чувство пути. За этим чувством стоят и тайм-менеджмент, и умение организовать рабочее пространство и условия для творчества, и умение не пропускать «правильных» людей, принимать верные решения.

Оценить, есть ли у нас чувство пути, непросто: обычно это происходит ретроспективно. Изучая биографию творческого человека, исследователи могут увидеть вектор движения, определить встречи, которые стали поворотными моментами.

5 шагов к развитию креативности

Допустим, вы поняли, что ваши творческие способности нуждаются в существенной «прокачке», и готовы над этим работать. Что дальше? «К развитию креативности можно подходить по-разному. Первый подход — тренироваться решать определенные задачи, — подсказывает Роман Комаров. — Это помогает нам осваивать „умственные инструменты“, а значит — с большей вероятностью находить творческие решения. Хотя гарантий это, конечно, не дает».

Креативность требует тренировки. Но, что бы ни обещали многочисленные тренинги, вдохновение невозможно вызвать произвольно — в противном случае творцы не впадали бы в затяжные творческие кризисы.

Роман Комаров советует альтернативный подход — работу с сознанием, его раскрепощение, поиск ресурса. Полезно обратиться к психологу: специалист поможет понять, какими способностями вы обладаете, какие в дефиците, определить самооценку и уровень притязаний, представить возможные преграды. Что еще можно начать делать прямо сегодня, сейчас?

1. Искать наставника, ментора — в своем окружении или на одном из специализированных сайтов. Наставник передаст вам свой образ видения, научит выстраивать творческий процесс. В плане креативного развития на первых порах куда важнее овладеть системой творческих качеств (эмпатия, воображение), чем приобрести определенные навыки.

2. Практиковаться, каждый день что-то придумывать, искать нетривиальные решения банальных задач.

3. Обеспечивать себя эмоциональной подпиткой. Она необходима, поскольку творчество строится на эмоциях. Жизнь то и дело подбрасывает нам встречи с «правильными» людьми, возможности для вдохновения. Важно научиться их замечать, не проходить мимо. В противном случае работа заполнит все ваше время.

4. Получить доступ к правильной информации. Научитесь фильтровать и ограничивать информационные потоки. А еще — перезагружаться, «освобождать голову». Каждый из нас — живая энергетическая система, одних только мотивации и навыков недостаточно, нужно восполнять ресурсы, восстанавливаться. Иначе выгорание неизбежно.

5. Переместиться в творческую среду, в которой не действуют нормативы и человек может раскрыться. «То, что происходит в части целого, объясняется структурными законами этого целого. Контекст очень часто задает поведение элементов внутри контекста, — подчеркивает Роман Комаров. — Так и с нами: если контекст, в котором мы существуем, нетворческий, велик риск привыкнуть к нему, адаптироваться, начать воспринимать среду как «нормальную». Формируется система оправданий, рационализаций: вроде все у нас тут неплохо, зато стабильно, «а где сейчас иначе?».

Но что делать, если умом вы понимаете: надо меняться, учиться, но, положа руку на сердце, — вам и так вполне хорошо и комфортно? «Развитие творческого потенциала — один из ключей к успеху в условиях креативной экономики. Но, в конце концов, креативность — не панацея, не главная ценность в жизни», — напоминает психолог. 

К счастью можно прийти и другими путями. Большинство из них, кстати, недоступно роботам. По крайней мере, пока.