Мы едим для того, чтобы жить. Впрочем, случаются и другие истории: когда сам процесс приготовления блюд становится источником духовных сил и меняет основы нашего мира. Кулинария как смысл и как спасение — в подборке фильмов о поварах.

«Джули и Джулия: счастье по рецепту» (реж. Нора Эфрон, США, 2009)

«Джули и Джулия: счастье по рецепту»

Одна книга объединила двух женщин. Первая, Джулия Чайлд (Мэрил Стрип), в 50-е годы жила с мужем в Париже и однажды, чтобы развлечься, отправилась на кулинарные курсы. Это привело к тому, что она написала большую книгу рецептов, которая перевернула мир американской массовой кухни.

Но что еще важнее для второй героини фильма, Джули Пауэлл (Эми Адамс), которая живет в 2000-х, — эта книга меняет ее тяжелую и безрадостную жизнь. Она начинает вести кулинарный блог. Она целый год каждый день готовит два блюда по книге Джулии Чайлд и начинает замечать, как их судьбы начинают если не переплетаться, то рифмоваться.

Зачем готовить. «Мы с Джулией обе утратили чувство цели, и нас спасла готовка», — говорит Джули. Она работает в колл-центре для жертв терактов. Это благородное занятие, по понятным причинам, в конце каждого дня оставляет у Джули чувство полной опустошенности. Кулинария превращается для нее в источник не физических, а духовных сил.

«Когда возвращаешься домой, можно точно знать, что если добавить яичные белки в молоко с шоколадом, то смесь загустеет. И это такое облегчение», — улыбается Джули.

Ее наставница Джулия Чайлд прошла похожий путь к вершинам кулинарии. Для нее, бежавшей из США во Францию из-за нелепых политических гонений на коммунистическую «пятую колонну», готовка стала возможностью направить свою кипучую энергию в позитивное русло и не зацикливаться на мыслях о несправедливости.

Внутренняя кухня. Джулии Чайлд пришлось ждать выхода книги восемь лет. Издатели говорили: «Для домохозяек нужны тексты попроще». Но она не сдавалась, и книга вышла, — толстая и красивая. Джули Пауэлл пришлось немного легче. У ее блога быстро появились почитатели, о нем написали крупные газеты.

Впрочем, Джулия Чайлд отозвалась о начинании Джули ядовито: блог — это «бессмыслица и баловство», считает та. Комментарий стал серьезным ударом по самооценке и одновременно — последним и очень важным уроком, который Джулия преподала Джули: у каждого свой рецепт жизни. Главное, не бояться ему следовать.

«Ватель» (реж. Роланд Жоффе, Великобритания / Бельгия, 2000)

«Ватель»

Людовик XIV, французский «король-солнце», приезжает в замок принца Конде. Его ждет роскошный пир, который организует управляющий принца, Франсуа Ватель (Жерар Депардье). Это намного больше, чем просто череда трапез, которые, кстати, не по средствам дому Конде. Это праздник излишества вавилонских масштабов, — только с непередаваемым французским изяществом.

«Первый день — слава солнцу! Щедрость природы — деревья, птицы, бабочки, фрукты и цветы. Второй день — на озере. Фейерверк. Солнце прогоняет ночь. Третий день — на ледяном море будет рыбное пиршество. Нептун отдает дань Гелиосу, богу Солнца», — так звучит общая смысловая и эстетическая концепция праздника.

Зачем готовить. Если месть — блюдо, которое надо подавать холодным, то лесть стоит выносить с пылу с жару. Франция планирует войну. Принц Конде может стать главнокомандующим — если король на это согласится. Значит, надо угодить королю, и верный Ватель исполняет свой долг управляющего: придумывает новые блюда, решает все проблемы, почти не спит, творит и удивляет.

«Ватель, это же просто ужин, который уйдет в ночной горшок», — говорят ему. «Нет, это не просто ужин. Это будущее дома Конде», — отвечает он.

Внутренняя кухня. Ватель не просто покорный слуга. Наоборот, он человек гордый и честный, способный на дерзость. Например, он не скупится на эпитеты в адрес брата короля, который своими выходками нарушает течение праздника. Вателю важно идеально выполнить свою работу — иначе это несмываемый позор. Он как никто другой знает, что за удовольствия надо платить.

«Повар на колесах» (реж. Джон Фавро, США, 2014)

«Повар на колесах»

Карл Каспер (Джон Фавро), шеф-повар известного ресторана, связан по рукам и ногам — в творческом смысле. Хозяин ресторана (Дастин Хоффман) не дает ему проявить свои таланты. Какие бы блюда ни придумывал Карл, хозяин требует готовить только привычную еду.

Каспера высмеивают в соцсетях — мол, он такой толстый, потому что ему приходится доедать скучную еду, которая не понравилась посетителям. Каспер приходит в бешенство, и, несмотря на все попытки подруги (Скарлетт Йоханссон) его защитить, повара со скандалом увольняют.

Зачем готовить. Для Каспера кулинария — это прежде всего свобода. Бывшая жена Каспера, которая по-прежнему неплохо его понимает, предлагает повару совмещать работу и путешествие: купить фургон с мобильной кухней и передвигаться из города в город. И хотя еду там надо готовить непритязательную, возможность быть самому себе хозяином приводит Каспера в восторг.

Внутренняя кухня. Касперу удается не только почувствовать полную свободу, но и заинтересовать своей работой десятилетнего сына Перси, с которым они до путешествия общались мало. Мальчик легко соглашается с тем, что подавать горелую еду нельзя, размещает в твиттере маршрут фургона и вообще разделяет отцовские интересы. «Для кого-то Новый Орлеан — это джаз и музеи, а для моего сына — пончики!» — гордится повар. Каспер счастлив, и это — лучший рецепт для любого из нас.