При каких обстоятельствах возникла идея непрерывного образования в течение жизни и как она менялась в последние десятилетия? Философ Петр Сафронов, доцент Института образования НИУ ВШЭ, объясняет на портале «Постнаука», как у общества развился вкус к образованию для взрослых. ЧТД выделил основные тезисы.

  • Идея о том, что нужно учиться в течение всей жизни, изначально возникла в рамках программы по адаптации армейских ветеранов к мирной жизни: в 1945 году в США появился так называемый G.I. Bill — закон, дававший возможность ветеранам Второй мировой войны бесплатно получать образование в университетах.

  • Программа привела к неожиданному результату: уже в 1950-х годах те, кто однажды получили образование бесплатно, хотели получить его снова. У общества развился вкус к образованию.

  • К 1970-м годам в США и Европе образование уже воспринималось как законная часть одного из базовых социальных пакетов; однако после нефтяного кризиса и обвала мировых рынков стало понятно, что государство не в состоянии финансировать образование всех и всегда.

  • Затем в 1970-е годы стала популярной теория человеческого капитала, согласно которой человек является своим собственным инвестором: он инвестирует в себя, в свои навыки, чтобы потом получить рост зарплаты и другие бонусы. Благодаря теории человеческого капитала сложилось представление о том, что учиться нужно в течение всей жизни, но не потому, что с этим связано удовольствие, а потому, что в противном случае ты перестаешь быть востребованным на рынке труда.

  • К 1990-м годам в обществе появилось желание измерить, как меняется доход человека после получения им того или иного образования. Возникло движение за проведение международных сравнительных исследований в этой сфере.

  • Однако возникла проблема: каким образом, действуя в логике оптимизации прибыли на собственные навыки, человек захочет получать образование, которое развивало бы в нем способность работать в команде или сопереживание? Поиски ответа на этот вопрос привели к формированию учебных заведений, развивающих в первую очередь коллективные формы действия, например Барселонского университета в Каталонии и других «кооперативных школ». 

  • В России прародителем экспериментов с коллективным образованием стало московское методологическое движение и его основатель Георгий Петрович Щедровицкий, который в 1970–1980-е годы начал проводить так называемые организационно-деятельностные игры.

  • Альтернативой методологическим проектам можно считать проекты в рамках арт-образования, которые начиная с 2000-х годов реализуют Слава Полунин («Желтая мельница») или Сергей Казарновский («Класс-центр»). Они направлены на раскрытие потенциала образования в течение всей жизни через радость совместного проживания какого-то события.

  • Щедровицкий считал, что движение к образованию начинается с проблемы, с некоторого неудобства или разочарования. Проекты тех, кто занимается развитием арт-образования в России, основаны на идее иного базового импульса в образовании — импульса счастья.

  • Именно дихотомия в понимании образования — это конфликт (в том числе с собой), или это радость от гармонии с собой и от гармоничного взаимодействия с другими — лежит в основе будущего образовательной политики в России.