Изобретатель — это не просто талантливый человек, которому случайно пришла в голову свежая идея. Создавая что-то принципиально новое, он должен быть готов к испытаниям, которые могут полностью изменить его жизнь. ЧТД вспоминает три фильма об изобретателях, их необычных судьбах и творческом даре.

«Джой» (2015, режиссер Дэвид О.Расселл)

«Джой» (2015, режиссер Дэвид О.Расселл)

Джой (Дженнифер Лоуренс) с детства постоянно что-то придумывала — даже смастерила из бумаги «творческую силу». Но она выросла, и все остановилось — развод, двое детей, вечно недовольные родители, отказ от учебы, долги. «Твои мечты встали на паузу», — сказала ей подруга, видимо, желая утешить.

Чтобы началась новая жизнь, потребовалось пролить кровь. Джой убирала шваброй осколки стекла и сильно порезалась, выжимая ее. В итоге она изобрела революционную и очень удобную швабру с насадкой.

Путь изобретателя. Джой пришлось заняться тяжелой рутиной предпринимателя: рекламировать свою швабру у супермаркетов, пробиваться в «Магазин на диване», пытаться наладить бизнес с завистливой сводной сестрой и высокомерным отцом. «Я виноват в том, что ничего не получилось, — говорит он дочери. — Я позволил тебе поверить, что ты круче, чем ты есть на самом деле». А еще Джой выяснила, что поставщики все это время обманывали ее.

Сила идеи. Джой прошла через разочарования и обиды и поняла: жизнь обычно не похожа на то, о чем мы мечтали в детстве. Возможно, поэтому она смогла справиться. Важны не только идеи, но и упорство, готовность отстаивать важное, прощать мелкие предательства и не прощать крупные. Знать, что вокруг обязательно найдутся люди, которые помогут. Сегодня каждый знает швабру, которую придумала Джой. Она действительно очень удобная.

«Подручный Хадсакера» (1994, режиссер Джоэл Коэн)

«Подручный Хадсакера» (1994, режиссер Джоэл Коэн)

1959 год. Норвиль Барнс (Тим Роббинс) работает курьером в корпорации «Хадсакер Индастриз». Неожиданно для всех глава корпорации бросается с небоскреба, а Барнсу приходится доставить в совет директоров «синее письмо», написанное Хадсакером незадолго до самоубийства.

Курьер решает воспользоваться случаем и показывает совету директоров чертеж своего изобретения. Кривой круг на мятом листке. Это хула-хуп.

Путь изобретателя. Взглянув на странный чертеж, член совета директоров Сидней Джей Мисбургер решает, что у Барнса не все дома. Именно такого «полезного идиота» он и ищет, чтобы посадить его у руля, обрушить акции компании и потом завладеть контрольным пакетом за бесценок.

С этой же целью Мисбургер запускает в производство придуманный курьером Барнсом хула-хуп. Ведь что может быть бессмысленнее пластикового обруча?

Сила идеи. Хула-хуп становится самым популярным в истории продуктом «Хадсакер Индастриз». Барнс, пережив звездную болезнь, обвинения в плагиате, разочарование в любимой девушке, снова становится самим собой — просто изобретательным человеком.

Он чертит на очередном листке новый круг, на этот раз кривой. Этот чертеж вскоре превратится в летающую игрушку, которая радует детей и их родителей и прекрасно раскупается. Потому что творчество — сила, которую невозможно остановить.

«Игра в имитацию» (2014, режиссер Мортен Тильдум)

«Игра в имитацию» (2014, режиссер Мортен Тильдум)

Во время Второй мировой войны британское правительство просит математика Алана Тьюринга (Бенедикт Камбербэтч) помочь со взломом нацистских шифровок. Их создавала машина «Энигма». «Через нее проходят маршруты эшелонов, пути подлодок, даты внезапных нападений. Это костлявая рука смерти», — так описывают ее специалисты.

Тьюринг понимает: чтобы победить смертельную шифровальную машину, нужно создать машину-дешифровщика.

Он называет ее «Кристофер» — по имени одноклассника, в которого был влюблен.

Путь изобретателя. Перед Тьюрингом две нелегкие задачи. Первая требует от замкнутого математика находить общий язык с членами своей команды и военными кураторами проекта. Вторая задача, впрочем, гораздо тяжелее.

Чтобы нацисты не догадались, что код «Энигмы» взломан, нельзя отражать все внезапные атаки. Чтобы спасти многих, надо было жертвовать некоторыми. Тьюринг — и все Великобритания — оказываются перед выбором: кого посылать на верную смерть. Остается ли человеком тот, кто решается сделать этот выбор?

Сила идеи. «Игра в имитацию» — набор вопросов, который когда-то придумал Тьюринг, чтобы отличить человека от машины. После войны он постоянно задает себе вопросы: «А сам я — человек или машина? Герой или автор очередной технологии для убийства?»

Эти тяжелые размышления, одиночество, преследования за сексуальную ориентацию делают его жизнь невыносимой. Но о Тьюринге помнят уцелевшие города и поколения людей, которых не было бы без «Кристофера».