Выбирая выставку, на которую мы хотим пойти, мы в первую очередь обращаем внимание на имя художника или направление живописи. Но за набором картин всегда есть работа организаторов, которая и создает из них осмысленную экспозицию. Как «правильно» ходить по выставке и рассматривать картины? На что обращать внимание, кроме самих экспонатов? ЧТД расспросил об этом молодых искусствоведов, выпускников факультета истории искусств НИУ ВШЭ Cофью Дмитриеву и Маргариту Шабаеву.

Уловить идею

Среднестатистический зритель оценивает выставку в первую очередь с точки зрения мировой известности представленных на ней работ и (что характерно именно для России) их количества: чем больше произведений, тем лучше. Но во время посещения выставки важным может быть не только художник и его произведения, но и сама экспозиция.

Работа куратора тоже может считаться произведением искусства. Есть выставки, которые готовятся годами, а то и десятилетиями.

Естественно, куратор выбирает работы не случайно, а руководствуется концепцией. Поэтому, оказавшись на выставке, поинтересуйтесь именем того человека, который ее собрал в единое целое.

Чтобы попытаться понять концепцию куратора, подумайте о том, по какому принципу собраны произведения, в какие разделы они объединены, как эти разделы соотносятся с названием выставки. Ведь выставка — это продуманное повествование со своей завязкой, кульминацией и развязкой.

Запоминать маршрут

Во время перемещения по выставке имеет смысл фиксировать свой путь. Траектория посетителя — это нить кураторского повествования. Если посетитель в какой-то момент абсолютно не понимает, куда идти, скорее всего, это провал куратора или, напротив, часть его хитроумного замысла. Ольга Свиблова, директор «Мультимедиа Арт Музея», говорит, что за провал выставки в первую очередь несет ответственность куратор:

«Куратор — это дирижер, который помогает художнику артикулировать инструмент, который в нем есть. Победа бывает только у художника. У тебя [у куратора] инструмент может либо провалиться, либо вести партию. Психологически, концептуально, технически ты помогаешь художнику. Но если ты не добился того, что это победа, в результате надо пенять на себя».

При частом посещении выставок можно научиться узнавать авторский почерк и определять те выставки, на которые стоит идти, по одному имени куратора. Тогда организация экспозиции будет приобретать не меньшее значение, чем имя художника. Ведь под руководством разных кураторов десять выставок одного и того же художника могут оставить совершенно разные впечатления.

Большую роль играет также то, как оформлена кураторская концепция. Существует специальный человек, который над этим работает, — архитектор выставки. Он занимается оформлением и освещением экспозиции. Приступая к осмотру, обратите внимание на цвет стен, свет, расположение временных перегородок.

Настроить оптику

Умение видеть в широком смысле, как и умение слышать музыку, читать текст? — это вопрос тренировки. Если правильно подойти к делу, то сотни полиптихов XIII-XIV веков в Галерее Уффици во Флоренции, которые раньше казались дубликатами друг друга, внезапно станут совершенно разными. Другое дело — как к этому прийти.

Научиться видеть не помогут онлайн-курсы по истории искусства, путеводители, аудиогиды, экскурсии и энциклопедии. Не стоит начинать с хронологии и интерпретаций — необходимо предварительно настроить оптику, тогда интерпретации придут сами собой, без посторонней помощи.

Западные музейные педагоги учат детей смотреть на произведение искусства с помощью бесхитростных вопросов: «Сколько мужчин ты видишь на картине?», «А сколько женщин?», «Какого цвета крыша домика на первом плане?».

Где учат кураторов

  • Школа дизайна РАНХиГС с прошлого года открыла двухгодичную магистерскую программу «Управление в арт-бизнесе» в партнерстве с музеем современного искусства «Гараж». Этот курс в первую очередь специализирован на менеджменте и управлении: в программу входит изучение ценообразования на арт-рынке; знакомство с основными игроками в сфере арт-бизнеса и изучение процесса организации выставки (от момента возникновения идеи вплоть до составления бюджета).

  • РГГУ предлагает магистерскую программу «Кураторство художественных проектов». Судя по списку изучаемых дисциплин, в РГГУ изучают больше теоретических курсов, чем в РАНХиГС. В обоих вузах студенты завершают обучение выполнением кураторского проекта.

  • СПбГУ предлагает кураторство в традиционном и более новом формате. Можно выбирать между магистерской программой «Музейное кураторство» на русском языке и «Кураторскими исследованиями» на факультете свободных искусств и наук при СПбГУ, который сотрудничает с американским Бард-колледжем. Ее выпускники получают два диплома — российский и американский.

Задавать себе такие вопросы и считать человечков на полотнах Брейгеля-старшего, конечно, не стоит, но постарайтесь внимательно вглядеться в то, что перед вами (оно для этого и создавалось).

Когда вы подойдете к работе и будете читать сопровождающую ее этикетку-экспликацию, обращайте внимание не только на имя художника, название и дату создания работы, но и на то, откуда привезена картина, скульптура, рисунок или инсталляция.

Бывает, что работы собраны из десятков частных и музейных собраний — это означает, во-первых, что они едва ли еще когда-нибудь появятся в таком же составе, а во-вторых, что выставка, скорее всего, долго готовилась.

Чтобы натренировать глаз, можно попробовать еще одну технику: не читая этикетку, попробуйте примерно определить эпоху, страну создания, автора и тему произведения. Дайте работе собственное название. Даже если вы не знаете разницы между кубизмом и рококо и ошибаетесь в датировках не на пятьдесят, а на пятьсот лет, со временем вы «акклиматизируетесь» и будете делать это куда более быстро и осмысленно, чем после прослушивания серии онлайн-курсов.

Вспомнить все

У всякого произведения старайтесь вспомнить как можно больше современных ему событий в стране создания и других странах: это поможет не только лучше понять работу, но и дополнить свое представление о той или иной эпохе. Контекст — это очень увлекательно. Интересным может быть и изучение литературы, которое описывает современное ему искусство, — так можно будет сравнить, как работы художников воспринимались раньше и как на них смотрят сейчас.

Знание основных сюжетов из Библии и мифологии весьма упростит понимание изображенного на большинстве картин, написанных до XVIII века. Понимание мифологических сюжетов можно также расширить с помощью работ британского поэта и переводчика Роберта Грейвса.

Из авторов, которые писали об искусстве своего времени, наиболее известны Вазари (об итальянском Возрождении) и Карел ван Мандер (о Северной Европе). Если вас больше интересуют XIX-XX века, посмотрите книгу Оскара Рейтерсверда «Импрессионисты перед публикой и критикой».

Произвести анализ

Стоя у картины, подумайте над тем, какие эмоции у вас вызывает произведение. Затем проанализируйте, как цвет, свет, расположение объектов в пространстве (композиция), материал и его обработка (фактура) соотносятся с этими впечатлениями и с темой произведения. 

В профессиональной среде этот процесс называется формально-стилистическим анализом. Попробуйте зафиксировать путь, которым ваш взгляд идет по работе.

В настоящем произведении искусства, как и в случае с кураторством, нет случайных движений. Картина или скульптура всегда скомпонованы так, чтобы взгляд зрителя проделал путь, нужный художнику. Полезным будет также записывать свои впечатления после посещения выставки: эта привычка поможет лучше осознать увиденное.