Произвести впечатление на собеседовании, провести презентацию, привлечь новых клиентов, заразить аудиторию идеей — умение рассказывать истории полезно каждому. Но не каждый представляет себе, что для этого нужно. ЧТД собрал несколько советов и примеров.

Хорошего рассказчика мы узнаем с первых слов. Иногда кажется, что он не говорит ничего существенного, но его хочется дослушать. Рассказ обладает гипнотической силой, которая приковывает наше внимание и не отпускает. По сути, им является и пост в соцсети. Его могут пролистнуть, а могут дочитать до конца, лайкнуть и сделать репост. Как разбудить в себе рассказчика, если он не пробудился естественным путем?

1. Определитесь с целью

Жизненный опыт — кладезь историй. Каждый день мы попадаем в ситуации, которые нам что-то сообщают о том, как устроен мир, о поведении людей, стране. Писатели, сценаристы, комики и коучи подмечают их и используют их, чтобы рассказать о жизни в целом. Например, история о мужчине, нашедшем телефон незнакомой девушки, превращается в романтическую притчу о роли случая, а сцена на собрании жителей дома становится метафорой общества.

Но у истории должна быть цель, чтобы у слушателей осталось ощущение ценности потраченного времени. Точнее, она должна быть у того, кто рассказывает. Если вы знаете, зачем говорите, будет проще продумать все остальное.

Крис Андерсон в книге «TED Talks. Слова меняют мир», предлагает несколько вариантов целей для рассказчика:

Создать связь

Если выступаете перед незнакомой аудиторией или хотите завоевать расположение человека, с которым встретились впервые, хорошая история может помочь. Она снимет напряжение, сократит дистанцию и сделает вас более понятным. Не бойтесь быть уязвимыми. Людей отпугивают высокомерие, эгоцентризм и категоричность суждений, расслабляет человечность.

Не бойтесь рассказать о ситуациях, в которых вам было неловко, вы чувствовали себя неуверенно, были сбиты с толку, попали впросак.

Совет из книги «Наука общения» Ванессы ван Эдвардс: найдите то, что объединяет вас со слушателем. Может быть, у вас есть дети? Вам интересны путешествия? Как насчет привычек? У городских жителей много общих страхов, беспокойств, проблем, можно начать с них. «Когда люди начинают ощущать, что вы „из их стаи“, ваши эмоции становятся им небезразличны. Они начинают вас любить», — пишет автор.

Убедить

Для убеждения нужна логика, аргументы, но не только. Убедить — значит понять, какие ценности важны для слушателей. Если для них важно сделать верный выбор и избежать убытков, они будут внимательно слушать историю, в которой герой чудом не попал в расставленные повсюду ловушки и преуспел. Если им интересно рисковать и пробовать новое, сработает пример, в котором герой сталкивается с недоверием и неприятием, но в итоге побеждает.

Другая деталь, когда мы хотим кого-то убедить: настроиться на чужой опыт, который может быть совершенно не похож на наш. Основатель PayPal Питер Тиль описывал это так: «Инвесторы могут быть потрясающими людьми с впечатляющим технологическим бэкграундом, но они очень заняты. Представьте, что вы произносите речь перед умеренно способными девятиклассниками, чье внимание можно удерживать только очень короткое время, у которых нет ни глубоких знаний, ни интуиции, чтобы понять вашу идею».

Реалии истории должны быть близки и понятны аудитории или, по крайней мере, напоминать им что-то знакомое.

Вдохновить

Вдохновляющие истории содержат большие смыслы, которые скрываются за частными случаями. Они обращаются к тому, что близко каждому: вере, надежде, мечте, человечности, смелости, упорству, преодолении, прощении.

Цель и ценность таких рассказов не в том, чтобы сообщить новые знания или помочь сделать выбор, а в том, чтобы вызвать катарсис. Переживание глубины жизни — вот что создают вдохновляющие истории.

Путешественник Бен Сондерс, выступая на конференции TED, рассказал, как отправился в путешествие на Южный полюс, чуть не стоившее ему жизни.

«Когда его выступление уже приближалось к концу, мы полагали, что он, как это делают многие путешественники, призовет нас выбраться из своей скорлупы и открыть свое подлинное „я“, — вспоминает Крис Андерсон, — Но он рассказал о тяжелых моментах, пережитых им во время путешествия, и сказал, что цель, о которой он мечтал много лет, оказалась не такой прекрасной, как сам путь. Какой же вывод? Не связывайте свое счастье с будущим».

2. Будьте собой

Эталона идеального рассказчика нет, как нет и того, кто не был бы пригоден для этой роли. Аудитория в равной степени готова рукоплескать людям без конечностей, с обезображенным лицом, с дефектами речи — магия рассказа живет не в правильно поставленном голосе или уверенной походке, а в прожитом и прочувствованном опыте самого рассказчика.

Здесь важна конгруэнтность —  соответствие самому себе. Когда кто-то играет несвойственную ему роль, это всегда бросается в глаза. Рассудительный человек вдруг начинает говорить с интонациями, затверженными после сотни просмотров видео с Тони Роббинсом. Душевный в общении бизнесмен, выходя к трибуне, превращается в кислого бюрократа. Это создает впечатление фальши и обмана и разрушает доверие.

Крис Андерсон в своей книге предлагает несколько способов «вжиться в себя», вырастить в себе рассказчика со своей индивидуальностью:

Протестируйте себя

Простой тест: порепетировать перед небольшой знакомой аудиторией и спросить их, что они думают о вашем поведении. Можете записать себя на видео и посмотреть, как вы себя ведете.

Сосредоточьтесь на своей теме и отношении к ней

Комик Мейсун Зайинд, которая страдает церебральным параличом, вышла на сцену, дрожа. Свое выступление она начала со слов: «Я не пила сегодня... но врач, который принимал роды у моей матери, был пьян». Аудитория мгновенно прониклась к ней сочувствием: у каждого в жизни был опыт отвержения.

Не бойтесь продемонстрировать индивидуальность

Подчеркните это с помощью аксессуаров, чтобы закрепить эффект. Выступая на конференции TED, философ Данил Разеев вышел на сцену с куклой-марионеткой, которую использовал как собеседника и наглядное пособие, выступление было посвящено свободе воли.

Копируйте тех, кто вам близок

Найдите харизматичного героя, который похож на вас, у кого те же интонации, жесты и мимика. Это полезно и вот чем: благодаря кино и телевидению мы помним образы неказистых, но по-своему интересных и сложных людей — Форреста Гампа, Уолтера Митти, еврея-парикмахера из фильма «Великий диктатор». Обратите внимание, как вдохновляюще они выглядят на экране, когда говорят от сердца.

3. Заставьте слушателя споткнуться

Вы идете по улице, думаете о чем-то своем, вдруг задеваете ногой бордюр и чуть не падаете. Внимание переключилось мгновенно. Так же действуют громкие звуки или что-то абсурдное, скажем, овца, которую хозяин беспечно выгуливает на поводке в городском сквере.

Задача рассказчика — подбросить то, обо что внимание может споткнуться.

Эмоциональный разговор, который ведут соседи в транспорте. Вы невольно подслушиваете и заражаетесь чужой эмоцией. Это тоже подножка: нам становится любопытно, что происходит в жизни людей, как мы могли бы перенести эту ситуацию на свой опыт. Несколько примеров, как можно сделать начало запоминающимся.

Атмосфера

«Взметнувшиеся в воздух самолетики... Падающие и вновь взлетающие. Белые, голубые, даже черные... Так Москва отстаивает свободу слова в интернете». Это начало речи Григория Баженова «Борьба с Левиафаном». Фраза, которая вводит тему, стоит чуть позже картинки. Таким приемом одновременно задается настроение разговора, тема «заземляется», а рассказчик настраивает слушателей на романтический лад.

Интрига

Пример из книги Лизы Крон «С первой фразы»: «Джоэл Кэмпбелл начал свой путь к убийству в возрасте одиннадцати лет, сев в лондонский автобус номер семьдесят».

Интрига создает напряжение, которое должно разрешиться. Пример из книги Криса Андерсона: «Как четырнадцатилетняя девочка, у которой на счету меньше двухсот долларов, сумела помочь своему городу совершить гигантский скачок в будущее?» Мы тоже заинтригованы: история обещает быть интересной.

Яркий факт или говорящая деталь

Иногда затягивать интригу недопустимо, если вы хотите сразу ударить в больное место, ввести контекст. «В России 25 млн бедных. Это и есть суть вопроса» —  начинается одна из речей Григория Явлинского. Главная трудность здесь: подобрать точную и красноречивую реплику, которая бы не нуждалась в пояснении.

Вызов (пощечина)

Вот как начинает свою лекцию о Чехове Дмитрий Быков: «Есть один парадокс в русской литературе: Чехова называют самым депрессивным писателем, самым унылым и даже иногда однообразным». Парадокс — слово сильное, потому что пробуждает любопытство. Провокативное, смелое, нетривиальное начало разговора о знаменитом писателе заставляет прислушаться.

4. Не забывайте о динамике

Еще одна причина, по которой речь оказывается скучной: в ней нет эмоционального ландшафта. Речь обращена непонятно к кому, она кажется перечислением фактов или потоком сознания. В этот момент возникает мысль о телефоне в кармане, неоплаченных счетах или покупках в выходные.

Как создать эмоциональный ландшафт? Писательница Ванесса Эдвардс предлагает метафору американских горок: если мы едем в поезде, который идеально скользит по рельсам, поездка кажется спокойной, эмоционально ровной.

Но если нас постоянно подбрасывает, если мы чувствуем каждый поворот, как на американских горках, это невольно заставляет быть начеку.

В хорошей истрии важны повороты, подъемы и спуски, небольшая встряска, смена темпа. Некоторые приемы, которые создают эти эффекты:

Метафора. Инструмент, который делает мысль афористичной, запоминающейся. С ее помощью удается эффектно донести главную мысль, на которую нанизываются остальное. Например, из речи Дмитрия Быкова: «Чехов — самый мощный антидепрессант в русской литературе».

Гипербола. Сильный образ, который придает пафос речи. Часто используется для того, чтобы призвать к действию, заострить тему: «Завтра мы потеряем миллионы жизней из-за того, что сегодня топчемся на месте». Можно использовать ее и как шутку.

Градация. Постепенное сгущение красок, наращивание выразительности с каждой следующей фразой: «Когда у вас тоска, когда вам не хочется вообще смотреть на людей, когда вы не можете выйти на улицу».

Лексический повтор. Средство, которое закрепляет идею, создает якорь в сознании слушателя и задает «маршевый» ритм рассказа: «Цель всегда понятная, цель всегда простая, и цель всегда одна».

Риторический вопрос. Средство, которое помогает вступить в диалог со слушателем, даже если диалога нет. Другие варианты диалога — например, ответы на незаданные вопросы, реакции на невысказанные реплики («и вы будете правы», «знаю, не для всех это актуально»).

Хороший рассказ не терпит монотонности, и в этом он похож на хороший фильм, заключает Крис Андерсон. Мы видим, что на экране сменяются планы, музыка становится громче и тише, камера «окидывает взглядом» окрестности и погружается в жизнь героев. Попробуйте в качестве упражнения описать любимый фильм так, чтобы получился живой и атмосферный рассказ.