Кому в Японии XIX века принадлежало человеческое тело, почему одежда была важнее лица и что общего было у европейцев и чертей? Японист Александр Мещеряков прочитал в Музее Рерихов (филиал Государственного музея Востока) лекцию о японском телесном этикете, а ЧТД ее законспектировал.

Александр Мещеряков —

историк, литератор, доктор исторических наук, профессор РГГУ, лауреат премии «Просветитель» 2012 года. Автор нескольких книг, в том числе «Стать японцем. Топография тела и его приключения» и «Император Мэйдзи и его Япония».

Мы редко задумываемся о том, кому принадлежит тело. Современные люди обычно считают, что тело принадлежит им; его можно украшать и изменять. В традиционных обществах, как правило, это не так. Например, в христианской культуре тело принадлежит Богу, поэтому человек не властен над своей жизнью. Существует строжайший запрет на самоубийство.

Основы современной культуры в Японии начали складываться в период Токугава (1603-1868 годы, период военного правления сегунов из клана Токугава. — ЧТД). Тело простолюдина принадлежало родителям, тело самурая — сюзерену. Считалось, что тело нужно для службы, и поэтому о нем следует заботиться.

Зачем жить долго?

Если мир — юдоль печали, то смерть желанна и после нее будет только лучше. Так считали в Средневековой Европе и буддийской Японии.

Но содержать тело в порядке и жить долго необходимо, чтобы заботиться о родителях. В этом его предназначение.

На протяжении XVII-XIX веков уровень телесной рефлексии и гигиенические навыки в Японии были намного выше, чем в Европе. Зубочистки, ложки для чистки языка, частые купания в горячей воде были само собой разумеющимися. Японцы жили долго благодаря гигиене и изолированности страны от материка.

При этом население росло довольно хорошо: в начале XVIII века Япония насчитывала более 30 млн человек. Население России и Франции в первой четверти XVIII века — по 15 млн человек, Англии — 7 млн.

«Стать японцем. Топография тела и его приключения» и «Император Мэйдзи и его Япония»

Почему одежда важнее лица?

Японское общество — сословное, поэтому одежда была строго регламентирована. Высшие сословия, самураи обнаженное тело никогда не предъявляли. Тело открывали только простолюдины во время работы, но и они «драпировали» себя с помощью татуировок.

Часто татуировки покрывали все тело, чтобы взгляду постороннего не открылась нагота. Обнаженный автопортрет Дюрера для Японии был бы совершенно немыслим. Цветные татуировки восхищали европейских матросов, которые стали себя соответствующим образом украшать.

Даже цесаревич Николай (будущий император Николай II) во время визита в Японию сделал себе татуировку дракона.

Японская одежда — это разновидность халата. Аристократки носили до 12 слоев одеяний. У мужчины высокого происхождения открытым оставалось только лицо. Обнажение рук и ног нарушало правила приличия.

Цесаревич Николай в Японии

Одежда была важнее лица: по ней мгновенно понятен статус, вкус. В традиционной японской живописи редко можно увидеть изображения характерных лиц. Высшие сословия наносили толстый слой грима, который скрывал индивидуальные черты лица. Изображения одного сегуна невозможно отличить от портретов другого, если они не подписаны.

Правила для тела

В период Токугава действовало множество правил телесного поведения, можно назвать их этикетом. Издавались учебники, как кому себя вести, как выполнять каждое действие. Как кланяться, подавать поднос, заходить и выходить из помещения, читать книгу. Руководство по посещению туалета: как зайти, сесть, как использовать бумагу. Даже сегодня, если вы зайдете в японский общественный туалет, там обязательно будет инструкция.

Европейцу это сложно понять, но без инструкции японец чувствует себя неуверенно.

В непредсказуемой ситуации японцу нехорошо. Масса инженерных решений просто не приходит в голову человеку, который воспитан культурой инструкций. Это не значит, что мы или японцы умнее.

Когда я работал переводчиком, то отправился с высокопоставленной японской делегацией в Ташкент. Нас поселили в гостинице местного ЦК партии. Японцы прибежали ко мне: «Саша, в ванной затычек нет». Комендант говорит, что затычки были, когда гостиницу построили, но потом куда-то подевались.

Что делать? Японцы принимают ванны каждый день. Я провел эксперимент: сел в ванну и обнаружил, что слив прекрасно закрывается пяткой. Я показал японцам, как это делать. Если бы вы знали, как они меня зауважали, — ведь я нашел выход из сложной ситуации!

Европейские варвары: как отличали чужаков?

В Японии середины XIX века всякий приличный человек брился. Борода разрешалась только старцам, как показатель мудрости и преклонного возраста. Растительность на лице и теле носили только варвары. Известен портрет американского коммодора Мэтью Перри. Это не карикатура, но художник руководствовался представлением о том, каков должен быть «поганый иностранец».

Портрет американского коммодора Мэтью Перри

У него длинный нос, рыжие волосы, большие глаза, лицо покрыто морщинами. Всеми этими внешними признаками обладали и японские черти, которые еще зовутся «красноволосыми».

Япония была закрытой страной и жила изолированно. Как часто бывает в закрытых культурах, представление об иностранцах было мифическим. В середине 50-х годов XIX века в Японию одна за другой прибыли эскадры англичан, французов, американцев, русских. Все хотели одного — чтобы Япония допустила на свою территорию иностранцев и дала возможность наладить торговлю.

Порты постепенно открыли, и в Японию хлынула европейская культура. Японцы поняли, что не в состоянии сопротивляться влиянию Запада.

Мясо и мундир для императора

Удобней всего проследить изменения по изображениям императора. Он никому не показывал лица, на него запрещалось смотреть. Но между монархами было принято обмениваться фотографиями. Первая фотография императора Мэйдзи (он правил Японией в 1868-1912 годах. — ЧТД) была сделана в традиционном облачении: в одеждах, в которых невозможно двигаться.

Характерной чертой европейских монархов считалась подвижность, так как им принадлежала должность военачальника. В Японии этого не было, в присутствии императора было запрещено держать любые острые предметы.

Император считался земной проекцией Полярной звезды, которая всегда занимает одно и то же место на небосклоне.

Страна и подданные кружатся вокруг монарха. Его одежда не создана для движения. Обувь на высокой платформе не способствует хождению, а предназначена для изоляции императора от дурных флюидов земли.

Над фотографией императора в традиционной японской одежде европейцы смеялись. Монарх не казался им угрожающим и не вызывал пиетета. Мэйдзи сменил облик, ведь он был моделью, за которой должны были следовать подданные. Его обрядили в европейскую одежду — шерстяной мундир и треуголку, дали саблю. Заставили носить ботинки из кожи, что для буддиста довольно неприятно.

Император стал главнокомандующим, что было немыслимо для прежнего времени. Его заставили заниматься верховой ездой, носить бороду и есть мясо. Считалось, что японцы ниже ростом, чем европейцы, потому что не едят мясную пищу.

Дворец Мэйдзи делился на две половины: передняя часть выглядела как покои европейского монарха, а в задней он спокойно носил японскую одежду и соблюдал японские обычаи.

Национализация тела

В эпоху Мэйдзи владелец тела подданного сменился — теперь им считался император. Как и во всех милитаристски настроенных странах, начались разговоры о жертве во имя императора и родины. Считалось, что у человека может быть только минимум личных интересов, а тело должно служить тому, что больше самого человека.

Сейчас в Японии такой же период, как в западных странах и России. Я его называю «приватизацией тела» — тело принадлежит самому человеку и более никому.