Рольф Добелли — швейцарский экономист, предприниматель, автор бестселлеров о том, как правильно мыслить и действовать, избегая заблуждений. Его книга «Философия хорошей жизни. 52 нетривиальных идей о счастье и успехе» — на первый взгляд набор старых истин. Но эти истины заблестели каким-то новым светом — на фоне той реальности, которая возникла вокруг нас за последние лет тридцать.

Философия хорошей жизни. 52 нетривиальных идей о счастье и успехеВ этой реальности много информации, отвлекающих маркетинговых маневров, этических головоломок и политических идей, соперничающих между собой. А также самых разных моделей — в том числе и моделей хорошей жизни. По большей части Рольф Добелли советует не обращать на все это внимания и старательно слушать самого себя, определяя собственную стратегию и придерживаясь ее.

При этом понятие «хорошей жизни» здесь сознательно не раскрывается. Вместо того чтобы давать определение хорошей жизни (казалось бы, необходимое для такой по-немецки четко построенной книги), автор идет «от противного» и перечисляет инструменты, помогающие избежать жизни плохой.

Впрочем, если все время отсекать ненужное, то в конечном итоге получишь ту самую модель. И у Рольфа Добелли это — скромная и спокойная жизнь, огражденная от внешних влияний.

В одной из глав он соглашается с вольтеровской идеей «возделывания собственного сада», которую часто подвергают критике борцы за социальную справедливость. А в примечании прямо говорит, что его идеал — это идеал древнегреческого философа-вольноотпущенника Эпиктета: «жизнь, проходящая легко и добропокорно». Так что революционерам и буйным головам читать эту книгу не стоит.

Философия Добелли стоит на трех китах — это греческий стоицизм, современная психология (некоторые советы заставляют усомниться, так ли автор хорошо с ней знаком) и традиция бизнес-литературы: в книге постоянно встречаются рассуждения о жизни успешных инвесторов и ссылки на них. Еще один тезис книги — «закон Старджона», согласно которому 90% чего угодно — полная чушь. Взяв на вооружение этот тезис, выберем из 53 идей те 10%, которые представляются самыми нетривиальными и полезными.

«Навык тонкой корректировки» (Глава 2). За основу этой главы Рольф Добелли (сам пилот) берет метафору управления самолетом: во время полета машина ни одной минуты не удерживает верный курс, ее все время нужно корректировать. То же самое происходит с автомобилем, поэтому нам необходимо держать руки на нуле.

Жизнь тоже непредсказуема. И поэтому, как бы ни был прекрасен ваш план, иногда вызовы и внешние влияния заставляют его пересматривать. Важен не план, а постоянное, беспрерывное планирование, постоянная корректировка плана, утверждает Добелли.

Иллюзия фокусировки (Глава 11). Несмотря на то что мы страдаем от климата северных широт, мы не стали бы счастливее, переехав на юг. Почему? Потому что фактор погоды значим только тогда, когда мы концентрируемся на нем. И так — со всем. Покупая вещь, мы счастливы только первые минуты владения ею, потому что максимально удерживаем фокус на новом приобретении.

Добелли приводит цитату нобелевского лауреата по экономике Даниэля Канемана: «Ничто в жизни не бывает так важно, как вы об этом думаете, — как когда вы об этом думаете». Тезис избавляет в том числе и от бесполезной зависти, которая сильно портит настроение приматам (об этом есть отдельная глава в книге). И даже от фрустрации по поводу несправедливости мира: мир несправедлив, ну и что? Кстати, сравнивать себя с другими тоже не стоит — но это и так известно всем, и тем не менее сложно достижимо — поэтому держитесь подальше от социальных сетей.

«Круг компетенции» (Глава 14). Довольно спорный тезис о том, что лучше удерживаться в круге своей компетенции и делать то, что лучше всего умеешь. С одной стороны, это выгодно (может ли экономист ошибаться в законах выгоды?), потому что так ты будешь максимально эффективно работать. С другой — не удерживает ли подобная позиция от поиска и расширения границ?

Рольф Добелли категорично отвечает на это «нет» и приводит в пример опыт инвесторов и опытных игроков, которые не идут на интеллектуальный риск (например, не играют с теми, кто заведомо лучше них), даже если с точки зрения эмоций это кажется хорошей идеей.

Вообще Добелли постоянно призывает не переоценивать чувства и больше опираться на стратегии. Эмоции всегда нас обманывают, а опыт — нет.

Уважайте и развивайте свои индивидуальные способности, найдите дело, в котором вы лучше других, и вкладывайте свои силы туда.

Потому что час времени, инвестированный внутри круга компетенции, дороже часа, потраченного вне его.

«Как относиться к катастрофам, или Почему вы не несете ответственности за состояние мира» (Глава 34). Каждый день в мире происходит что-то плохое, и нам кажется гуманным вникать в это и сочувствовать жертвам войн, насилия, голода и болезней, а также искать решения этих проблем.

Все это абсолютно бессмысленно, убежден Добелли. Новости крадут наше внимание, разобраться в причинах проблем с их помощью невозможно, а наблюдение за катастрофами похоже на вуайеризм.

Если хотите помочь, то разберитесь в паре вопросов получше и отдавайте на благотворительность свои деньги — но не время. Время лучше тратить на работу внутри круга компетенции, чтобы зарабатывать деньги.

И в вопросе благотворительности у вас тоже должна быть своя стратегия — чтобы не тратить время на принятие решения каждый раз (давать или не давать). Кстати, эта идея — принять решение лишь однажды, и далее придерживаться принципа — появляется в книге не один раз. Касаются ваши зароки профессиональной сферы или десертов — они всегда экономят вам время и к тому же создают репутацию твердого человека.

«Быть гибким» затратнее, чем быть принципиальным, потому что гибким приходится каждый раз раздумывать, как поступить. Также стратегии (например, в вопросе отношения к страданиям этого мира) позволяют не мучиться чувством вины: «Что еще можно было бы сделать?» Ничего!

И тут автор возвращается еще к одной своей любимой идее — идее скромности. По его мнению, культ великих людей и сама мысль о том, что ты тоже можешь стать великим, вредит хорошей жизни. Да и к тому же великие люди сделали свои великие открытия во многом благодаря развитию технологий: так, многие изобретения были сделаны одновременно несколькими людьми в разных точках Земного шара.

«Возьмите фрика себе в друзья. Почему у нас должны быть знакомые аутсайдеры, но самим становиться такими не надо» (Глава 47). Пожалуй, эта глава больше всего рассказывает нам о личности самого Рольфа Добелли, который явно обращается к таким же, как он, белым представительным мужчинам и не готов видеть в своих читателях фриков любых мастей.

Добелли говорит об аутсайдерах как о независимых и творческих людях, которые полезны тем, что могут поставлять свежие идеи.

Автор все-таки уважает аутсайдеров, относя к их числу Спинозу, Ван Гога и Эйнштейна. Он даже дает инструкцию, как завести таких друзей: не льстить, не болтать о статусе, быть терпимым к неопрятной одежде, а также не забывать отвечать взаимностью — делиться с аутсайдерами своими идеями, деньгами и связями. Что ж, зато честно.