Психологи могут казаться неуязвимыми перед лицом любых душевных испытаний. Но и у них бывают тяжелые дни, когда приходится выбирать: помочь клиентам или сохранить себя? ЧТД рассказывает о трех фильмах, где психологам требуется помощь коллег.

«Мой лучший любовник» (2005, режиссер Бен Янгер)

«Мой лучший любовник»

У психоаналитика Лизы Метцкер (Мэрил Стрип) есть клиентка Рафи (Ума Турман), которая недавно развелась. Когда та рассказывает, что познакомилась с мужчиной, который намного младше, Лиза радуется: «Наслаждайся этим!»

Ей нравится видеть клиентку, которая ожила, расцвела, все время улыбается. Метцкер уверена: в переменах, которые произошли с Рафи, есть и ее заслуга. Но не сразу догадывается, что ее заслуг тут две.

В чем проблема. Лиза сопоставляет факты и понимает, что любовник Рафи — ее сын Дейв (Брайан Гринберг), которому 23 года. Сердце Лизы разрывается на части.

Она хочет уберечь любимого сына, но при этом должна делать свою работу.

Неудивительно, что работать с Рафи тоже становится очень сложно. Слишком трудно оставаться спокойной, поддерживать клиента и не требовать немедленно «убрать руки от мальчика».

Как справляться. Лиза обращается к собственному психоаналитику и получает рекомендацию: «Твоя задача — помогать клиенту». Но тяжесть не уходит. В итоге Лиза сама изливает душу Рафи.

Когда все друг о друге знают все, сотрудничество Лизы и Рафи продолжаться не может. Зато психоаналитик находит в себе силы и прекращает отговаривать сына от встреч со зрелой женщиной. Стоит только «отпустить» ситуацию, как жизнь все расставляет по своим местам.

«Комната сына» (2001, режиссер Нанни Моретти)

«Комната сына»

Психоаналитик Джованни Сермонти (Нанни Моретти) живет прекрасной, насыщенной жизнью. У него чудесная семья, где все любят друг друга и уважают отца.

Он профессионал высочайшего уровня и остается таковым, даже когда клиенты кричат и швыряют в него предметы. На презрительный вопрос — «Я намного богаче вас и явно умнее, неужели вы сможете мне помочь?» — Сермонти спокойно отвечает: «На наших встречах ум и богатство будут не главными».

В чем проблема. Андреа (Джузеппе Санфеличе), младший сын Сермонти, отправляется с друзьями на дайвинг и гибнет. В этот день он собирался побыть с отцом, но тому пришлось поехать домой к клиенту, который был испуган серьезным диагнозом.

Психоаналитик не может справиться с трагедией и винит себя: если бы он не поменял свои планы, сын был бы жив.

Как справляться. Сермонти продолжает принимать клиентов, но в какой-то момент понимает, что работать не может. Психоаналитик начинает терять над собой контроль. «Некоторых клиентов я не могу слышать, а в слова других вникаю слишком сильно. Я больше не могу быть отстраненным», — говорит он. Сермонти не выдерживает гнев и тоску других людей — ему хватает и своих. Он остается наедине с собой, и это помогает, пусть и не сразу.

«Психоаналитик» (2009, режиссер Джонас Пейт)

«Психоаналитик»

Генри Картер (Кевин Спейси) — голливудский психоаналитик. У него большой дом, успех и много денег. Он — автор книги о счастье, которую кинематографисты читают, но ей не следуют. Они лелеют собственную значимость, никого не любят и не имеют никакого представления о морали.

К Картеру эти люди ходят не затем, чтобы измениться, а просто потому, что это модно. Психоаналитик в этой ситуации идет прямой дорогой к профессиональному выгоранию.

В чем проблема. Картер получает серьезный удар — его жена кончает жизнь самоубийством. Никаких предпосылок к этому психоаналитик не замечал. Тоска так сильна, что остается глушить мысли алкоголем и наркотиками. Про коллег, которые хотят ему помочь, Картер говорит: «Они хотят, чтобы я переживал горе незаметно. Но это моя жизнь!»

Со временем Картер почти перестает отличаться от своих клиентов, все чаще убеждается, что никому помочь не может, начинает нарушать профессиональную этику.

Как справляться. Работа психоаналитика трудна еще и потому, что на него действуют далеко не все способы лечения от депрессии. Отец Картера тоже психоаналитик. После отказа сына лечь в реабилитационную клинику он действует более тонко — передает Картеру клиентку, школьницу Джемму (Кеке Палмер). Та тоже никак не может понять, почему ее мать выбрала самоубийство. Беседы с девушкой-подростком, которая совсем не похожа на его обычную клиентуру, спасают Картера. Правда, до этого ему придется побывать на грани смерти и испугаться ее.