В 2018 году Карлу Марксу, создателю «Капитала» и идеологу коммунизма, исполняется 200 лет. Сегодня у российского читателя его фигура не вызывает ни прежнего трепета, ни прежнего раздражения. Но нам до сих пор сложно поверить, что Маркс — это не только памятник или автор полузабытых политических догм. Эту задачу облегчает новый комикс «Маркс. Графическая биография»

Карла Маркса проще представить в образе монумента, чем человека. Иногда даже удивительно, что автор «Капитала», главный идеолог коммунизма, на работах которого строился СССР, был настоящим, — а не каменной глыбой с внушительной шевелюрой и окладистой бородой.

Комикс «Маркс. Графическая биография» показывает совсем другого основоположника. Его авторы — швейцарская журналистка Корин Майер и французская художница Анна Симон — постарались найти самые живые и милые черты в характере Маркса, заострить их (как и положено в комиксе) и именно через этот прием подать биографию одного из самых авторитетных экономистов и философов конца XIX века.

То, что получилось, удивит тех, кто вырос в современной России, до сих пор перерабатывающей советское наследие, — не говоря уже о тех, кто учил основы марксизма-ленинизма и историю партии в вузах.

Маркс здесь — легкий, практически воздушный персонаж, беспечный мечтатель, который придумал для себя (и всего мира) идеальный способ решения проблем — революцию.

Вот маленький Карл растет в любящей еврейской семье в Трире. Ездит верхом на старших сестрах, вертит в руках веточку и плюет на религию. Вот он влюбляется в будущую жену Женни, уезжает в Берлинский университет, пьет пиво, веселится, попадает в кутузку и иногда интересуется философией. Вот на одной из страниц мелькнул гробик отца — и молодой мечтатель Карл, погоревав, берется писать в «Рейнскую газету». С этого и начинается его коммунизм и мировая революция.

«Маркс. Графическая биография»

В рисованной биографии Маркс предстает трогательным гибридом Питера Пена и Винни-Пуха. Это вечный студент, который настолько погружен в мир своих фантазий, что все тяготы жизни как будто проходят мимо него.

У Маркса из комикса почти никогда нет денег. Он пытается заработать журналистикой и книгами о социализме, которые никто не хочет читать. Но философ не горюет, потому что революция — это решение всех проблем.

Его революция безопасна, это ступенька, ведущая к раю на земле. И этот рай похож на фестиваль хиппи в Вудстоке 1968 года.

У вечно беззаботного Маркса есть много друзей — судя по комиксу, таких же простодушных мечтателей. Типа русского анархиста Михаила Бакунина, у которого, впрочем, подозрительно большие мешки под глазами. Почти все они — граждане мира. В том смысле, что их постоянно выдворяют из очередной страны за подрывную деятельность.

Лучший друг, конечно, — это Фридрих Энгельс, социалист с крепким капиталистическим тылом (его отец — промышленник). Он и вытаскивает Маркса из череды жизненных затруднений. Снабжает деньгами. Признает себя отцом ребенка, которого родила служанка Маркса после отъезда его жены Женни. После кончины автора «Капитала» Энгельс допишет этот многотомный труд.

Но это будет потом. Пока же Маркс с Энгельсом весело мчатся верхом на Луне по земной орбите, потягивая шампанское. «Вместе мы совершим мировую революцию!» — убеждает Карл приятеля.

Жизнь в комиксе похожа на нескончаемую вечеринку. Маркс и его соратники по Интернационалу увлеченно спорят, пьют вино и обсуждают рецепты всемирного счастья. И так — много десятилетий подряд. Борода Маркса становится все окладистее, наконец седеет, а разговоры о победе социализма остаются любимым его занятием — конечно, помимо общения с женой и очаровательными дочками.

Легкий стиль графической биографии иногда спорит с фактами. Гробики с детьми, которых Маркс потерял в самые тяжелые годы, заставляют вспомнить, что реальность все-таки была не такой безоблачной.

Несоответствие визуального ряда и подробностей кровавых революций, которые сотрясали Европу в конце XIX века, ближе к концу комикса начинает пугать.

Рассматривая задорные рисунки, которые объясняют азы экономической теории и политических идей Маркса, трудно не думать о реальных жертвах истории. Не менее трудно после прочтения комикса обвинять Маркса в том, что он один «заварил коммунистическую кашу» в Европе.

С чем рисованная биография справляется блестяще — так это с созданием живой картины жизни тогдашних революционеров. Маркс выделялся среди них основательным подходом и организаторскими способностями — но точно не был самым пламенным певцом социализма. Модные бунтарские идеи витали в воздухе, так что освободить угнетенных и бороться за новый мир хотели тысячи образованных и деятельных современников Маркса.

О русской революции Маркс рассуждает в книге только один раз. К нему приходят мрачноватые бородачи и просят издать его труды по-русски. Маркс брюзжит, что Россия недостаточно развита для революции. Но те настаивают.

«Царская цензура одобрила публикацию, — отвечают они. — Нам сказали: «Никто ничего не поймет».

Из сигары Маркса валит дым. В нем появляется лицо Ленина, который хохочет над ним до слез.