В Лондонском театре Barbican дают «Гамлета». В главной роли Бенедикт Камбербэтч. Поклонникам актера вовсе не нужно получать британскую визу — достаточно купить билет в кинотеатр. Весь март и апрель спектакль показывают в России и странах СНГ.

Современный театр становится ближе к зрителю и стремится выйти на массовый уровень, переживая новый виток развития под влиянием высоких технологий. Лондонские спектакли, трансляции из «Метрополитен-опера» и Венской оперы, постановки фестиваля «Золотая маска» можно посмотреть не выходя из дома везде, где есть интернет.

Особое искусство

Записи мировых постановок появились в репертуаре кинотеатров России в 2005 году, чуть позже начались и онлайн-трансляции на сайте «Культура.ру». Кроме того, при поддержке Минкультуры РФ появилась спутниковая сеть «Культура Comsat» — через нее показывают спектакли в библиотеках.

За трансляцию

Наталья Морозова, преподаватель литературы
Я люблю смотреть спектакли из партера — видна мимика актеров, просматриваются все уголки сцены. Но такая возможность есть не всегда. Помогают записи спектаклей, где есть крупные планы, видны нюансы игры. Киноманы могут пересматривать любимые ленты, так зачем лишать этой возможности поклонников театра? Мне сложно охватить весь репертуар, но хочется быть в курсе новинок сезона. Почувствовать атмосферу можно, если смотреть трансляцию в реальном времени. На днях смотрела из дома «Таланты и поклонники» Театра им. Маяковского. А вместо того, чтобы покупать билеты на «Золотую маску», просто подписалась на онлайн-трансляцию.

Трансляциями знаменитых мировых спектаклей в отечественных кинотеатрах занимается проект TheatreHD. 

Постановки Большого театра, «Метрополитен-опера», Венской оперы, Лондонского «Глобуса» зрители смотрят в записи или в режиме реального времени.

Представление идет на родных языках с субтитрами: так что есть шанс перенестись в европейский или нью-йоркский зал за тысячи километров от дома, но самое главное — увидеть прославленные театры мира и любимых актеров.

«Качество телевизионного воплощения любой театральной постановки определяется хорошей телевизионной режиссурой, правильно выставленным светом, качеством звука и уровнем съемочной техники», — рассказал в интервью журналу Broadcasting Геннадий Ламсков, один из руководителей проекта, который создает видеоверсии спектаклей Большого театра.

Сегодня с Большим сотрудничает один из лучших режиссеров Франции — Винсент Батайон, российский художник по свету Владимир Кузаков и международная команда из европейских и российских операторов и технических специалистов. Видеотрансляции активно используют и другие московские театры: Маяковского, Вахтангова, Ленком, Театр Сатиры, РАМТ.

Сохранить для истории

Спектакли покинули театральные стены и шагнули на телеэкраны еще в 1950-е годы. В 1951-м Киностудия им. М.Горького по заказу Центральной студии телевидения впервые осуществила перенос на кинопленку пьесы Александра Островского в постановке Малого театра. Спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» как фильм показывали в кинотеатрах. Одновременно начал формироваться архив аудиовизуальной истории театрального искусства XX века.

Сегодня в формате фильма-спектакля на пленке хранятся записи постановок столичных и провинциальных театров СССР, союзных республик, спектакли на национальных языках.

Примерно то же делали в середине XX века в Великобритании. Постановками заполняли эфир каналов, и это позволило сохранить спектакли королевского Шекспировского театра с 1960-х годов до настоящего момента. А театральный музей National Museum of the Performing Arts ведет видеозаписи спектаклей на регулярной основе с 1993 года.

За живой театр

Динара Мамедова, PR-специалист
Камера никогда не передаст энергетику актеров. Она не покажет мне тот кусочек сцены, на который хочется смотреть в эту минуту. Съемка предполагает монтаж. Кто-то будет решать, что мне стоит увидеть, а что нет. А для меня ценно, что в спектакле каждый раз можно открывать что-то новое. Ведь это живой организм: он рождается здесь и сейчас, когда в зале гаснет свет. Он зависит от настроения актеров, их отношений на сцене в данную конкретную минуту, от атмосферы зрительного зала, от множества незаметных глазу нюансов.

Увидеть прямо сейчас

Большинство актеров и режиссеров трепетно относятся к спектаклю, атмосфере, которая возникает в зрительном зале, и с недоверием — к режиссеру, который желает перенести постановку на пленку. Поэтому съемке уделяют особое внимание.

На запись уходит минимум два вечера. В зрительном зале протягивают около трех километров проводов, расставляют камеры. Работает съемочная бригада — операторы, звукорежиссеры, помощники режиссера. Требуется передвижная телевизионная станция и не менее семи современных камер.

Далеко не все каналы и студии готовы вложить средства в проект, который не гарантирует получения прибыли.

В 2000-х годах телеканал «Культура» занялся переносом театральных спектаклей популярных театров Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных российских городов на телевизионный экран. Каждую неделю зрители могли видеть знаменитые постановки «Современника», «Ленкома», МХТ им. Чехова, Малого театра, «Мастерской Петра Фоменко», петербургского Малого драматического театра. Сегодня телеканал транслирует самые новые отечественные спектакли.

Если учесть, что меньше половины жителей России могут посещать живой театр (в малых городах их просто нет), то возможность посмотреть спектакли по телевидению, онлайн или на экране кинотеатра кажется очень привлекательной.

Следующий шаг — еще более широкое распространение театральной магии через интернет.