Чем вы занимаетесь на работе — управляете или создаете? Предприниматель Пол Грэм и блогер Шейн Пэриш уверены, что рабочий график нужно строить в зависимости от того, какие задачи вы в основном решаете. Бессмысленно копировать чужой стиль, для начала лучше прислушаться к себе.

Если посмотреть на распорядок дня известного писателя Харуки Мураками, выяснится следующее. Работая над очередным романом, Мураками встает в 4:00 и пишет пять-шесть часов подряд. Потом он занимается бегом или плаванием, а вечерами читает или слушает музыку, прежде чем отправиться спать в 9 часов. Мураками строго придерживается заведенного режима.

С другой стороны, вот как описывает свой день предприниматель и писатель Гари Вайнерчук: после пробуждения в 6 утра наступает бесконечная череда очень коротких дел, в основном встреч, которые могут длиться минуты три.

Между встречами он делает звонки; в промежутках между звонками и встречами публикует посты практически во всех социальных сетях, а также короткие аудио- и видеозаписи. Иначе говоря, почти весь день он руководит, организует, инструктирует, решает, планирует и консультирует.

Все известные нам бесчисленные статьи о распорядке дня успешных людей часто упускают из виду главное.

Подъем в 4 утра не сделает вас великим писателем, а поделив день на 15-минутные ячейки, вы не превратитесь в важного бизнесмена.

Из распорядка дня, которого придерживаются наши кумиры, не следует, на сколько нам заводить будильник и сколько пить кофе. Вывод совсем иной: разным типам труда нужен разный режим. Предельно непохожие графики Мураками и Вайнерчука показывают разницу между тем, кто создает, и тем, кто управляет.

Различать эти два вида занятий предложил Пол Грэм из компании Y Combinator в статье 2009 года. Грэм считает, что ни творческая, ни организационная работа не диктует конкретного распорядка или правил. Они, однако, требуют задуматься о структурировании своего времени.

В чем разница?

День менеджера, как правило, разбит на множество мелких ячеек, и на каждую приходится заранее поставленная задача. Встречу сменяет звонок, звонок сменяется письмом, и так далее. Расписание менеджера может составлять его секретарь или помощник.

Менеджеры много времени тратят на то, чтобы разобраться с чужими ошибками, и реагируют на события вокруг. Поступает важный звонок или письмо — необходима реакция. Сотрудник допускает ошибку или просит совета — менеджер тут как тут. Чтобы сосредоточиться на одной задаче на какое-то время, ему пришлось бы оградить себя от тех, кто его постоянно отвлекает.

Но менеджерам не так важна возможность сосредоточиться — им прежде всего нужно умение быстро находить решение. За 3 минуты совещания менеджер может принести компании огромную прибыль — или убыток.

У автора распорядок другой. Каждой задаче отведено много времени, чтобы уйти в нее с головой, иногда одному делу посвящен весь день. Разбить день на кусочки по несколько минут значило бы ничего не сделать.

Авторы внешне могут быть разные: это и писатель-отшельник, сбежавший в глушь без интернета с печатной машинкой и бутылкой виски, и программист в опенспейсе Кремниевой долины, отгородившийся от мира экраном и наушниками. Несмотря на ценность междисциплинарных знаний, авторам часто не требуется иметь много навыков. Им необходимо хорошо уметь что-то одно, а остальным пусть занимаются менеджеры.

Встречи затратны для авторов, поскольку отбирают время их непосредственного труда, и те либо избегают их вовсе, либо пытаются группировать и ставить на самое свое непродуктивное время. «В распорядке автора встречи и заседания — это бедствия, — пишет Пол Грэм. — Одно мероприятие может погубить весь день, разделив его на слишком непродолжительные для погружения в работу фрагменты. Вдобавок на мероприятие надо не забыть прийти. Для менеджера это не проблема — в его распорядке всегда маячит что-то следующее, надо лишь понимать, что именно. Автору о заседании нужно специально помнить».

И правда, трудно представить более разные стили работы. Работа менеджера — руководить людьми и структурами. Он занят организацией других и принятием решений. Работа автора — создавать некую осязаемую ценность.

Авторы работают сами по себе или под руководством менеджера. «Автор» — очень широкая категория. Это могут быть писатели, художники, программисты, плотники, повары, молекулярные биологи, веб-дизайнеры — люди любой профессии с творческим элементом.

Создать что-либо значительное можно только при наличии времени, а правильный распорядок может помочь в этом. Характерен режим Айзека Азимова, который был чрезвычайно плодовитым писателем: «Я просыпаюсь в 5 утра. Я приступаю к работе как можно скорее. Я работаю максимально долго, сколько получится. Так я делаю каждый день, не исключая праздники. У меня не бывает отпусков по моей инициативе, а оказавшись в отпуске, я все равно стараюсь работать. (Даже в больнице.)»

На пересечении

Далеко не редкость и сочетание черт автора и менеджера. Примером такого сочетания может быть Илон Маск. В его графике есть место для менеджерских дел — управление рядом крупных компаний, — но притом около 80% его времени отдано проектированию и инженерии. Как это у него получается?

Судя по его интервью, Маск переключается между двумя режимами работы, заполняя день пятиминутными задачами в одни периоды и избегая звонков и переписки в другие.

Существенно, что люди, успешно соединяющие оба режима, достигают этого четким их разделением. Они выстраивают свою рабочую среду, оговаривая правила и границы со своим окружением. Они не занимаются час разработками, час заседаниями, потом снова разработками и так далее.

Илон Маск

Пол Грэм также расставляет границы между своими делами в качестве инвестора и в качестве консультанта стартапов: «Как консультировать столько стартапов, если вы в основном автор? Есть классический способ симуляции менеджерского распорядка внутри творческого: приемные часы. Несколько раз в неделю я выделяю время на встречи с учредителями компаний, в которые мы вложили деньги. Это время в конце моего рабочего дня, и электронный ежедневник предложит вам варианты только в это время. В особо напряженные периоды приемные часы могут разрастаться и уменьшать предыдущую часть дня, но ни в коем случае не вклиниваться в нее».

Аналогичным образом, работая над собственным стартапом, Грэм придумал, как организовать свой день и все успеть, сохранив рассудок: «Когда мы запускали собственный проект еще в 90-х, я придумал одну уловку в планировании. Я обычно программировал после ужина и до 3 утра, потому что ночью никто не отвлекал. Я спал до 11, приходил в офис, и до ужина у меня были „деловые дела“, как я их называл. Я тогда не думал в этих категориях, но, по сути, у меня ежедневно было два рабочих дня — в режимах менеджера и автора».

Мураками также совмещал два типа дел, когда был начинающим писателем. Как часто происходит с авторами, его творчество возникло как сторонний проект при другой текущей работе. Мураками заведовал джаз-клубом. В автобиографии для журнала New Yorker Мураками описал распорядок, похожий на тот, что был у Грэма в период создания стартапа. Днем Мураками занимался клубом — документами, персоналом, описью и т.д. Когда клуб ночью закрывался, он начинал писать и писал до изнеможения. Едва к нему пришел писательский успех, Мураками переключился с двух режимов на один.

Почему важно создать свой распорядок

Если вы причисляете себя к авторам, получается ли у вас составить день из больших периодов сосредоточенной работы, или он распадается на мелкие части в угоду окружающим? Если вы считаете себя менеджером, хватает ли у вас времени на всех? Выполняют ли встречи свою задачу и служат ли глобальной цели, или просто отнимают ваше время?

Если вы совмещаете оба типа дел, как вы проводите границу и как доводите ее до сведения окружающих?

Есть две главные причины, по которым полезно различать графики менеджера и создателя — полезно для нас и тех, с кем мы работаем.

Во-первых, понять, какой тип рабочего режима нам нужен, важнее, чем беспокоиться о системах тайм-менеджмента и бытовых привычках. Если пытаться заниматься творческой работой в менеджерском режиме или менеджерскими задачами в режиме автора, нас ждут проблемы.

Во-вторых, надо осознавать, по какому графику работают люди вокруг нас, чтобы помочь им достичь наилучших результатов.

Не стоит относиться с предубеждением ни к одному из этих типов, так как они взаимозависимы. От менеджеров не было бы толку без авторов, и наоборот. Но вот конфликт двух типов может создавать проблемы. Пол Грэм отмечает, что порой менеджеры вредят продуктивности подчиненных, потому что не различают два типа распорядка дня. Менеджеры, учитывающие эту разницу, находятся в выигрышном положении.

«Каждый из двух распорядков отлично работает сам по себе, — пишет Грэм. — Проблемы возникают при их столкновении. Поскольку наиболее могущественные люди работают в менеджерском режиме, они навязывают окружающим свой ритм. Более мудрые из них этого избегают, зная, что кому-то из подчиненных требуются более продолжительные периоды непрерывной работы».

Авторы обычно не любят заседаний и прочих запланированных мероприятий, не имеющих прямого смысла для их текущей работы.

Получасовое заседание не просто отнимает 30 минут времени; оно рассекает день и этим создает серьезные проблемы. Если, например, у программиста на 14 часов назначена встреча, он уже понимает утром, что не сможет целиком погрузиться в работу. В 14 часов ему придется бросить проект — будь он даже на решающей стадии. После заседания у него будет распылено внимание и потребуется время, чтобы достичь прежней сосредоточенности.

Manager или maker: как выстроить рабочий день в зависимости от задач

Таким образом, заседание отнимет по меньшей мере час рабочего времени, а если оно затянется или кто-то подойдет поговорить, эффект еще ощутимей. А если на 16 назначена еще одна встреча? В промежутке останется лишь час работы, на протяжении которого еще надо поглядывать на часы, чтобы не опоздать.

Рэй Оззи, архитектор программного обеспечения и предприниматель, разработал особую технику, как избегать потенциальных отвлечений, — «правило четырех часов». Создавая продукт, он никогда не приступает к работе, если у него нет в запасе как минимум четырех часов подряд. Он пришел к выводу, что более дробная работа приводит к большему числу недочетов, которые потом приходится исправлять.

От людей, работающих в другом режиме, авторам часто доводится слышать, что «это можно сделать в перерыве» — «этим» бывает заседание, звонок, кофе-брейк. Но перерыв и отвлекающие занятия — совсем не одно и то же.

Выпить воды, размяться, выйти на свежий воздух — это все варианты перерыва; они восстанавливают силы и помогают создателям погрузиться обратно в работу.

Истории о семейных сложностях коллеги или квартальных прогнозах компании имеют прямо противоположный эффект. Настоящий перерыв помогает снова сосредоточиться, все остальное, наоборот, мешает.

Можно вспомнить слова еще одного писателя — Арнольда Беннета: «Надо жить в отведенные 24 часа. В них нужно получить здоровье, наслаждение, деньги, удовлетворение, уважение и развитие своей бессмертной души. Правильное их использование — дело, не терпящее отлагательств».