Самое ценное в документальном кино — шанс принять чужую судьбу и пережить вместе с героем драматические перемены. ЧТД выбрал несколько фильмов, которые дополняют наш личный опыт и помогают лучше понимать, что с нами происходит.

Сегодняшнее документальное кино решительно меняет предлоги. Оно предлагает смотреть не НА человека, а В него. Позволяет заглянуть вглубь, войти в тонкий мир переживаний, прожить вместе с героем фильма часть его жизни, усвоить — и присвоить — его опыт. И это тот самый случай, когда насчет пользы-вреда новых технологий нет разночтений. Тут они — безусловное добро. Потому что маленькая, бесшумная камера быстро становится для героя привычной, не «строит» ни его среду, ни его самого. Потому что она позволяет приблизиться к человеку настолько, что зритель оказывается едва не обречен испытать эмпатию. И расширить свою маленькую жизнь на целую жизнь другого человека.

А уж если речь идет о жанре «я-фильма», то есть фильма автора о самом себе, — это особая зрительская удача. Потому что это, во-первых, жанр аутентично документальный, непредставимый в кино игровом. А во-вторых, понятное дело: на работу в нем решаются самые смелые из документалистов — люди, готовые к абсолютной откровенности со зрителем.

«Дети растут»

режиссер Даг Блок (США, 2009)

Даг Блок — как раз из самых отважных документалистов. Он работает в жанре «я-фильма». Его первый громкий успех был связан с фильмом «Березовая, 51». В нем Блок рассказывал о своих родителях и семейной тайне, открывшейся после смерти матери и навсегда изменившей его отношение и к родителям, и к общему семейному прошлому. В «Дети растут» Блок расширил жанровые рамки до «мы-фильма» и сделал глубокую и трогательную и картину уже о своей семье — о себе, жене и дочке. О том, как Люси выросла, а они-то с женой и не заметили, как теперь им страшно, что их девочка отправится в колледж и что они, родители, почувствуют... да, «синдром опустевшего гнезда».

Даг взял камеру и снял период драматической трансформации своей семьи — как Люси из его маленькой девочки уже готова стать взрослой женщиной, как они с женой пытаются привыкнуть к ней в этом новом качестве и осмыслить свою новую роль в ее жизни и ее новую роль — в их. И приготовления Люси к колледжу, и собственные приготовления — к жизни уже немолодых людей. Ведь выросшие дети — верный знак, что пора подводить некоторые жизненные итоги.

The kids grow up (на английском, языке оригинала)

«...И жили долго и счастливо»

режиссер Татьяна Божич (Хорватия — Нидерланды, 2013)

Еще один замечательный образец жанра «я-фильма». И не только. Это пример и редкого жанра — документальной комедии. Потому что «я-фильм» тут отмечен отчаянной авторской самоиронией. Когда режиссер Татьяна Божич поняла, что отношения с бойфрендом грозят зайти в тупик, она решилась пуститься в путешествие, вновь встретиться с пятью своими бывшими возлюбленными и наконец выяснить, почему все ее искренние и страстные отношения неизменно заканчиваются драмой расставания. В Гамбурге она вновь увидится с Франком, когда-то студентом ВГИКа. В Лондоне — с финансистом Джейкобом, серьезным человеком, солью земли, не богемой. На родине, в Загребе — с поистине свободной личностью, рок-музыкантом Вьераном. А в Москве — с Павлом, тем, с кем разделила громокипящее время перестройки и своей юности на московском журфаке, и Алексеем, роман с ним был таким фатально-страстным...

А еще с подругой юности, да и всей жизни, Дарьей, которая теперь коуч и старается объяснить героине, что проблема не в ее мужчинах, а в ней самой... И все-таки никто из них не поможет Татьяне понять, почему теперь, когда она решила бросить якорь в Нидерландах, у нее не клеятся отношения с прекрасным человеком, голландцем Рогиром. И почему опыт рано умершей мамы так тяготит ее... А тем временем на горизонте начинает маячить, возможно, главный мужчина жизни Татьяны. Тот, кто еще только родится. Ради которого надо разобраться в себе.

Happily ever after (на английском, русском, хорватском, голландском с английскими субтитрами)

«В центре циклона»

режиссер Лиза Козлова (Россия, 2017)

Наташе 12 лет. Она живет в бедном, не очень уютном подмосковном городке. И ее семья живет бедно и не очень уютно. А тут еще и купальник новый нужен — для школьного бассейна, а у папы денег на него нет, и лучший друг, с которым не разлей вода, оказался «и не друг, и не враг, а так», и девчонки из класса дуры набитые...

На Наташин городок надвигается страшнейший циклон, снежная буря. Потому что зима близко. А еще близка юность — кончается беззаботное отрочество, и нужно взрослеть и доказать дурам и другу-не-другу, что ты ценный, важный, сознательный человек... Режиссер Лиза Козлова немногим старше Наташи, и кажется, что в этом фильме отразились ее собственные недавние переживания. Кажется, что вместе со своей бесстрашной, сообразительной, взросло-озабоченной и детски-радостной героиней она вновь в течение всего одной недели проходит этот путь: детство — отрочество — юность. Кажется, что режиссер ведет свой репортаж из самого центра циклона тинейджерства — мы будто присутствуем при том, как меняется Наташа. Как она становится... ну, крепко становится на ноги.

«Жить, чтобы простить»

режиссер Скип Муди (США, 2009)

Дину почти сорок. Он глубоко верующий человек, активный прихожанин и ревностно соблюдает заповеди Христовы. С нарушением главной из них он столкнулся подростком. Отчим убил его мать. Хотя ничто в их обустроенном и по-своему счастливом семейном бытовании не предвещало трагедии... И все годы, прошедшие с того страшного дня, начавшегося как обычный день в школе, Дин пытался пережить травму, которая повлияла на его последующие жизненные решения, поступки, чувства, привязанности, изменила его взгляд на мир. Но в конце концов пришел к выводу, что не получится.

Не получится, если он не найдет в себе силы простить отчима. Так Дин принимает главное в своей жизни решение: вновь увидеться с убийцей. Но странное дело: пожилой человек, встретивший его в аэропорту, — не тот, кто убил его мать. А тот, кто делал самое вкусное барбекю в их семейном садике, кто громко болел за Дина на школьных футбольных матчах, кто заботился об их семье и ввел в нее одного из самых лучших людей в жизни Дина — свою дочь, ставшую Дину настоящей сестрой... С этим парадоксом Дину еще предстоит справиться. А Библия тут не дает однозначного ответа.

Live to forgive (на английском, языке оригинала)

«Избранный»

режиссер Нати Барац (Unmistaken Child, Израиль, 2008)

Его зовут Тензин Зопа, он монах с важнейшей миссией: Далай-лама поручил ему в его родном Непале найти того, кто стал реинкарнацией любимого наставника Тензина — недавно усопшего ламы Кончога...

Израильтянин Барац проведет рядом со своим героем 5 лет. Он пройдет-проедет с ним едва не весь Тибет — на вертолете и на осле, по горным тропам, перевалам, через крошечные деревушки, живущие укладом едва не каменного века, и вполне современные города — чтобы найти того единственного, кто воплотил великий дух одного из главных в современном буддизме мастеров медитации.

И Тензин найдет воплощение духа в маленьком тибетце. Найдет, преодолев неуверенность в себе — как он, скромный монах, сможет распознать Ринпоче — инкарнацию одного из просветленных? Не ошибется ли он? И как он сможет отнять ребенка у любящей семьи? Как он убедит родителей в том, что их мальчик нужен мирозданию? 

Путь, поиск в фильме Бараца — еще и путь героя к пониманию себя, поиск веры в себя. 

И он открывает еще один путь — путь учителя нового ламы. Который тоже уже начал осваиваться в обретенном предназначении, хотя ему едва исполнилось три года.

«Хороший сын»

режиссер Ширли Берковиц (Израиль, 2013)

Ору 22 года. У него, в общем-то, нет друзей, нет круга, нет девушки и нет перспектив в жизни. И так было всегда. Но у Ора есть цель. И ради этой цели он готов обмануть тех, кого любит больше всех на свете. Он готов обманом вытянуть у родителей сбережения всей их жизни. Он готов отправиться в далекую страну, подделав приглашение на учебу из самого Оксфорда. Он готов многое пережить.

И поэтому он послал режиссеру Берковиц свой видеодневник. А она, посмотрев, решила снять фильм о том, как Ор достигает своей цели, воплощает свою мечту, пусть и таким образом, который трудно не осудить. Она не спешит осуждать Ора. Ведь ему предстоит куда более серьезное путешествие, чем из родного Израиля в другой конец света. Он должен будет убедить тех, кого любит и кого обманул, что его путешествие того стоило. И вернуть долги.

The Good Son (на иврите, языке оригинала, с английскими субтитрами)

«Герой не моего размера»

режиссер Брайан Спиц (Unhung Hero, США, 2013)

После обидного отказа избранницы выйти за него замуж Патрик Мут, молодой актер, режиссер и сценарист, отправляется в путешествие по свету. Дело в том, что жуткий ролик с отказом, случившимся публично, при большом стечении народа, в ходе баскетбольного матча на стадионе Университета Южной Калифорнии ... попал на Youtube. Его посмотрели десятки миллионов, которые, конечно, посмеялись над неудачником, но потом тоже задумались. Над причиной отказа. А ею было не что-нибудь, а недостаточная величина «мужского достоинства» Патрика. И теперь Патрик объедет несколько стран, исследует отношения к сексу в разных культурах, чтобы у врачей, антропологов, порнозвезд и просто мужчин выяснить, действительно ли «размер имеет значение».

Однако не исключено, что герой пытается исследовать вопрос вовсе не из теоретических соображений, а в преддверии хирургического вмешательства... И поэтому проблема физических изменений себя стоит перед ним вполне практически. Как и перед миллионами людей, которые считают, что одним личностным ростом их проблем не решить, и готовы меняться физически, причем с помощью врачей.