Семья может быть и надежным укрытием от жизненных невзгод, и очагом любви, который поможет разбитому сердцу, и цепью, которая не дает нам двигаться вперед и даже дышать. В чем сила семейных уз, как причудливо связывают они человеческие судьбы в разных культурах и где искать семейное счастье, размышляют авторы пяти недавно вышедших по-русски книг, которые еще можно успеть прочитать этим летом.

1. «История моего брата» Зульфю Ливанели (Эксмо, 2018)

«История моего брата»Писатель, композитор и кинорежиссер Зульфю Ливанели в Турции гораздо более популярен, чем нобелевский лауреат Орхан Памук, которого в России уже давно знают и ценят. «История моего брата» — прекрасный повод познакомиться с живым классиком турецкой литературы, которому в Стамбуле ставят памятники, а в Анкаре посвящают культурные центры.

Это трагичная сказка, отсылающая к сюжетам «Тысячи и одной ночи». Главный герой Ахмед Арслан, живущий в далекой деревушке на берегу моря, словно Шахеразада, каждую ночь неторопливо рассказывает дивные истории молодой журналистке, приехавшей в эту глушь, чтобы расследовать убийство местной красавицы.

В огромном доме, где комнаты разделены книжными шкафами, Ахмед рассказывает о жителях деревни, строит догадки о том, кто может быть убийцей, и невольно переходит к своей таинственной истории, связанной с его братом-близнецом.

«Все преступления совершаются из-за любви», — верит Ахмед, когда-то решивший больше не испытывать чувств. Рассказывая об отношениях с братом своей слушательнице, он возвращается в прошлое и понимает, как сильно ошибался все эти годы.

2. «Дилетантское прощание» Энн Тайлер (Фантом-Пресс, 2018)

«Дилетантское прощание»Энн Тайлер в юности играла в театре, изучала русский язык и литературу в университете Дьюка, однако свое призвание нашла только после знакомства со своим будущим мужем, иранским психологом и романистом Таги Мохаммедом Модаресси. Начав писать, она быстро получила известность, создала более 20 романов и стала лауреатом Пулитцеровской премии за «Уроки дыхания».

Ее «Дилетантское прощание» — история о том, как обрести любовь в браке и пережить утрату любимого. Аарон, частично парализованный с детства, всю жизнь ощущал на себе сочувственные взгляды. Когда ему было двадцать четыре, он внезапно встретил ту самую единственную, которая не относилась к нему как к хрустальной вазе. Доктор-онколог Дороти была прямолинейна, немного груба и не стремилась выбирать выражения в присутствии симпатичного ей калеки с тростью.

Аарон почувствовал, каково это — выйти из роли жертвы — и влюбился по уши. И вот уже эта пара жената и счастлива.

Но однажды на супружеский дом падает дерево. Трагическая случайность вновь ломает жизнь Аарона. Он продолжает ходить на работу, общается с надоедливыми соседями, терпит натянутые слова ободрения и нанимает бригаду строителей, чтобы отремонтировать дом, который похоронил всю его жизнь.

И вдруг Аарон видит на улице Дороти. Это призрак, который пришел то ли просто попрощаться, то ли напомнить, что потеря — это еще не конец жизни.

3. «Посвисти для нас» Сюсаку Эндо (Эксмо, 2018)

«Посвисти для нас»Роман «Посвисти для нас» был опубликован в Японии в 1979 году, за год до завершения самого известного произведения Эндо — исторического романа «Самурай». Этот классик японской литературы был президентом японского ПЕН-клуба — международной организации писателей, поэтов и журналистов. Ему не раз прочили Нобелевскую премию, хотя мастерство писателя совсем не нуждается в дополнительном поощрении.

Несмотря на то, что «Посвисти для нас» написана в прошлом веке, для русского читателя книга стала литературной новинкой. Роман рассказывает о вечном конфликте отцов и детей, который повторяется с каждым поколением, и каждый раз — по-новому.

Главный герой романа Одзу случайно встречает в электричке знакомого из школьного прошлого и вспоминает свою беззаботную юность, первую влюбленность, единственного друга. Его воспоминания чисты и наполнены светом — то были годы до Второй мировой, годы идеализма и веры в человечность (хотя именно они породили самую страшную войну в истории).

Сын Одзу, рожденный после войны, напротив, беспринципный карьерист. Что удивительно — он врач, но готов на всё, даже на гибель пациентов, ради создания нового лекарства, чтобы только выслужиться перед начальником.

На этом противостоянии и построен роман. Одзу постоянно задается «отеческими» вопросами: чего стоят традиционные принципы, идеалы и надежды на победу духа? Пытаясь достучаться до сына и понять, почему в стране все пошло не так, Одзу все глубже погружается в свои воспоминания.

4. «Соль» Жан-Батиста Дель Амо (Эксмо, 2018)

«Соль»Один из самых известных писателей французского молодого поколения, Жан-Батист дель Амо нередко показывает в своих книгах сложные семейные отношения. Его первая повесть «Ничего не делать» об одном дне из жизни семьи в Буркина-Фасо основана на личном опыте работы волонтером в Африке, где он помогал бороться с ВИЧ. За дебютный роман «Распутное воспитание» дель Амо получил высшую литературную награду Франции — Гонкуровскую премию.

В романе «Соль» рассказывается история семьи из французского городка Сет на побережье Лионского залива. Луиза просыпается ранним утром, слышит крики чаек, в квадрате окна видит рассветное море и вдруг понимает, что ее дети больше не спят в своих кроватках в соседней комнате. Они давно выросли, муж Арман скончался от тяжелой болезни, а она — дряхлая старуха.

Луиза поднимается с постели и начинает готовиться к семейному ужину, а попутно вспоминает детали из прошлого. Но вот странность — каждый из выросших детей, готовясь прийти на тот же ужин, вспоминают те же события из детства и юности — но воспоминания эти никак не складываются в цельную картину.

За сложными хитросплетениями отношений родителей и детей можно увидеть повторяющийся из поколения в поколение стереотип поведения, из которого семья не может вырваться.

Невозможно любить и быть хорошим родителем, если у тебя внутри все еще живет обиженный травмированный ребенок.

«Соль» — трагическая история дезинтеграции одной семьи, когда близкие становятся чужими под грузом боли и обиды. Кроме того, «Соль» — это очень красивый текст, наполненный светом, ароматом морской соли и ожиданием свободы, которая, кажется, еще чуть-чуть подождать, — и настанет. Если не для нас и наших детей, то, возможно, для внуков и правнуков.

5. «История пчел» Майи Лунде (Фантом-Пресс, 2018)

«История пчел»В 2012 году норвежский сценарист Майя Лунде дебютировала как детская писательница и только в 2015 написала первый роман для взрослой аудитории — «Историю пчел». Роман стал европейским бестселлером, а Лунде объявила, что это начало тетралогии «Климатический квартет».

Цикл рассказывает о месте человека в мире и об экологических проблемах, которые грозят нашей планете. Первая книга посвящена исчезновению пчел; вторая, вышедшая в Норвегии недавно, — нехватке воды; о чем третья и четвертая книги, пока остается секретом.

Русскоязычный читатель теперь тоже может погрузиться в двухвековую семейную сагу и антиутопию. «История пчел» поделена на три временных отрезка: перед нами Англия 1852 года, Америка 2007-го и Китай 2098-го.

Мы следим за историей ученого-неудачника и отца большой английской семьи Уильяма Сэведжа, который изобрел новый вид улья для пчел.

Она превращается в путешествие по американским штатам, которое совершает потомок Уильяма, пасечник Джордж Сэведж. Он становится свидетелями страшного коллапса — полного вымирания пчел. Затем читатель перемещается в голодный мир будущего и вместе с китаянкой Тао узнает о выматывающем труде опыления деревьев вручную.

Каждая сюжетная линия строится на взаимоотношениях родителей и детей, суть которых — в продолжении жизни на Земле. В викторианской Англии Уильям возлагает большие надежды на единственного сына, который их не оправдывает. Из многочисленных дочерей выделяется четырнадцатилетняя Шарлотта, штудирующая книги отца и имеющая цепкий ум. Как жаль, что она девочка.

В свою очередь американец Джордж хочет, чтобы его сын унаследовал пчелиную ферму, но тот жаждет закончить университет и стать писателем. А Тао предстоит страшная участь — ее сын может стать жертвой во имя спасения всего человечества.

Три истории перетекают друг в друга, связывая разные времена в единое полотно. Майе Лунде удается создать блестящее по форме произведение. Книга не рассуждает об «эффекте бабочки», а использует для этого саму структуру повествования. Все живые существа взаимосвязаны, и исчезновение одного, даже самого крошечного элемента может повлиять на будущее всего человечества.