Можно ли предсказать наше поведение, если мы сами еще не знаем, как поступим? Почему многие исследователи считают, что свободы воли не существует? Какие нейробиологические механизмы лежат в основе нашего выбора? Об этом — лекция нейробиолога, директора Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Василия Ключарева, которую он прочел на фестивале Pint of Science в мае 2018 года.

Бывает ли бесконечная свобода?

Свободу можно определять по-разному. Сегодня мы говорим о свободе как о возможности поступить по-своему. Но уже здесь мы сталкиваемся с любопытными замечаниями философов.

Влиятельный философ Дэниел Деннет заметил: если мы задумаемся об этом, мы поймем, что не очень бы хотели жить в обществе, где все вокруг обладают бесконечной свободой выбора.

Почему? Потому что тогда мы с вами потеряли бы влияние на людей вокруг. Представьте себе, что вы пытаетесь воспитать своего ребенка, а у него абсолютная свобода воли, он может выбрать то, что он хочет, и вы не в состоянии на него повлиять. Потеряла бы смысл полиция, потеряли бы смысл законы. Люди бы принимали решения абсолютно свободно, независимо ни от чего.

У свободы есть главный враг — детерминизм. Это идея о том, что у всего есть первопричина. Представьте себе, что Пизанская башня упала. А теперь давайте вернемся обратно в момент, когда она падает. Она упадет ровно в то же место, потому что причины ровно те же.

Философы пользуются такой метафорой: если отмотать время назад, как кинопленку, с того же кадра начать жизнь, история приведет вас ровно туда же.

И это означает, что вся цепочка причинно-следственных связей уходит далеко назад в историю, к Большому взрыву. Уже тогда возникли первые причины, начала разворачиваться цепочка детерминистических процессов, которая приведет вас ровно к тому же поведению сегодня. Вы не могли не прийти на это мероприятие и не сесть на этот стул. В этом проблема детерминизма: он практически не оставляет свободного выбора.

Кто-то из вас может сказать: ну ладно, а как же случайность? Тут ситуация непростая. Предположим, есть случайность. Но тогда ваш сегодняшний выбор был сделан благодаря случайному процессу в вашем мозгу. Где ваша свобода? Случайность тоже не оставляет для нее никаких возможностей. И в этом парадокс.

Свобода — это иллюзия?

Я буду говорить сегодня о трех научных революциях, которые показали, что, возможно, традиционное представление о свободе неправильно.

Первая научная революция связана с когнитивной нейробиологией. Есть знаменитый эксперимент Бенджамина Либета, который он провел в 1983 году. Представьте себе, что вы сидите в лаборатории и смотрите на экран, по которому движется точка. Вам нужно принять решение, когда двинуть правой или левой рукой, и запомнить положение точки на экране в момент ощущения, что вы приняли это решение.

Либет попросил участников эксперимента принять эти решения и зарегистрировал их энцефалограммы. И оказалось, что за полсекунды до осознания мозг уже передал информацию о том, какое решение будет принято.

Это было бомбой в науке. Кто решает? Ваша сознательная воля? Или мозг программирует ваше решение, а вы только объясняете себе то, что решил мозг?

Это исследование было повторено не так давно с помощью МРТ, и решение предсказывалось уже за 8 секунд до того, как человек его сделал. Это исследование можно критиковать, есть подводные камни, но факт остается фактом: мы можем предсказать ваше решение по активности мозга. Может быть, наша свобода — это иллюзия?

Мне очень нравится пример 2005 года, который иллюстрирует эту мысль. Представьте себе, что вы участвуете в исследовании. Вам нужно выбрать, какая из этих фотографий вам больше нравится — левая или правая. Вы выбрали левую, а хитрые ученые подменили ваш выбор.

Что показало исследование? Только в 26% случаев люди замечали подмену. Но самое замечательное не это.

Когда людей спрашивали, почему они выбрали эту девушку, которую они никогда не выбирали, они давали фантастические объяснения: мне всегда нравились такие сережки, она похожа на мою тетю.

В психологии этот эффект называется «слепота к выбору». Мы легко объясняем себе решение, которое мы не принимали.

Наши решения программирует мозг

В мозге за ощущение свободного выбора отвечает премоторная кора. Эта область связана с подавлением альтернативных движений, с выбором, с фокусировкой на определенной задаче. Когда она нарушена, человек хватает все, что ему попадается на глаза.

Если вдруг ваши две половины мозга разделены, вы получаете два центра в мозге, которые принимают решения. Пациентам, страдающим эпилепсией, иногда вживляют электроды в мозг для того, чтобы найти очаг эпилепсии. И тогда исследователи могут простимулировать некоторые из областей премоторной коры.

Эксперименты показали, что когда мы посылаем электрический импульс, люди могут ощутить желание двинуть рукой. А при определенной стимуляции мы даже можем вызвать само действие. Таким образом, наш мозг программирует наши решения.

Зачем нам, с точки зрения нейробиолога, ощущение свободного решения? Представьте себе, что вы любите чернику и собираете ее в лесу. Вы нашли куст и начали есть. Мозг автоматически подсказывает следующий. Но вдруг черника заканчивается, и вы испытываете желание поискать другие источники пищи. Возможно, в основе ощущения свободного решения лежит именно желание поисследовать, поискать другие варианты поведения.

Ответственность порождает спокойствие

Иллюзия свободного выбора изучается довольно подробно психологами. Американский социальный психолог Дэниел Вегнер провел множество интереснейших экспериментов, расскажу об одном из них.

Представьте себе, что вас приглашают в лабораторию и просят втыкать иголки в куклу вуду. Перед вами сидит молодой человек, которого представляет эта кукла.

Вы втыкаете иголку, и внезапно молодой человек заявляет, что у него болит голова. Вы не знаете, что он подставной. Будете ли вы считать себя ответственным за боль, которую он испытывает?

В одной группе молодой человек сидел спокойно, а во второй начинал грубить, хамить и вести себя вызывающе. И эксперимент показал, что если участник сидел напротив спокойного молодого человека, он считали себя гораздо менее ответственным, чем если тот хамил и грубил.

Исследование показало, что если события совпадают во времени, мы чувствуем причинно-следственную связь. Психологи подробно задокументировали этот иллюзию присвоения ответственности там, где никакой ответственности нет.

В книге об иллюзии свободного выбора Вегнер просуммировал множество таких экспериментов и пришел к выводу, что даже если мы не понимаем причин своего решения, ощущение, что мы за него ответственны, помогает жить спокойно.

С точки зрения Вегнера, у свободы воли есть еще одна функция. Это возможность отвечать перед обществом. Если я ощущаю, что я за что-то несу ответственность, то меня можно легко наказать. Если я считаю, что я не отвечаю за свои поступки, наказание лишается смысла.

Все люди — часть сверхорганизма

Вторая научная революция связана с социальной психологией. Пчелы — пример социальных животных, которые очень зависимы друг от друга. Одна рабочая пчела не может размножаться, она не может создать улей и вообще быстро погибнет. Она часть сверхорганизма.

Радикальные социальные психологи считают, что мы с вами — тоже часть сверхорганизма. И понять себя мы можем только как часть целого.

Тому довольно много примеров. Малыши предпочитают играть с кем-то, а не самостоятельно, в то время как шимпанзе будет играть сам, ему никто не нужен. Мы живем в группах, причем тут тоже свои правила: если раздать группе людей футболки разного цвета, они будут поддерживать людей в футболках своего цвета и дискриминировать тех, кто в других. Мы не научимся говорить в одиночку, мы должны быть в социуме.

В каком-то смысле мы тоже пчелы. Сами по себе мы мало что значим с биологической точки зрения. Кто из вас считает, что он убьет человека, если вас пригласят в лабораторию, и человек в белом халате вас попросит это сделать? Никто. А эксперименты Стэнли Милгрэма показали, что 65% нас это сделают. Исследования показывают, что мы автоматически подстраиваем свое мнение под мнение окружающих. И за это отвечают древние структуры мозга.

Поведенческая генетика

Последняя, третья революция связана с тем, что мы называем в биологии «поведенческая генетика». Научная команда исследовала почти 7 тысяч пар близнецов, которые намеревались продолжать образование в Великобритании. Исследование показало, что около 44% изменчивости в принятии решения о продолжении образования определяется наследственностью. Выбор предмета определяется наследственностью до 80%, а успеваемость до 76%. Наше поведение очень сильно определяется нашими генами.

Напоследок несколько фактов. Люди не любят понимать причины своего решения. Когда вас спрашивают, скажем, о ваших романтических отношениях и вы объясняете себе эти отношения, то начинаете меньше их ценить.

Корреляция между тем, что люди говорят, и их поведением, не очень большая. Все это началось с известного исследования 1994 года. Было опрошено 256 хозяев гостиниц и ресторанов, готовы ли они принять китайскую пару. Только двое сказали, что готовы. Но когда к ним послали настоящую китайскую пару, лишь один хозяин отказался их пустить.

С тех пор психологи не доверяют тому, что говорят люди. Наше ощущение, что мы принимаем решения, может быть обманчиво. Вероятно, мы просто объясняем себе это решение задним числом.