С 19 по 26 апреля в кинотеатре «Октябрь» пройдет юбилейный 40-й Московский международный кинофестиваль. На сайте ММКФ в этом году появился раздел, который позволяет составить личную программу. ЧТД выбрал шесть художественных и документальных фильмов про тех, кто разными способами ищет себя: меняя страну или профессию, с помощью философии или видеокамеры, в реальном мире или на десктопе.

1. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» (реж. Филип Гренинг, Германия, программа «8 ½ фильмов»)

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Главная героиня готовится сдавать экзамен по философии и проводит выходные с братом, рассуждая о Платоне, Хайдеггере и Блаженном Августине. В течение трех часов мы наблюдаем за двумя подростками, изнывающими от страсти посреди красивейшего поля, неподалеку от автозаправки, где можно купить пиво.

Все начинается с очаровательного хулиганского безделья в духе «Вальсирующих» Бертрана Блие или «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи, но внезапно игра заходит слишком далеко. 

Этот фильм, вероятно, самая провокационная работа, представленная на фестивале.

Простые реплики и короткие цитаты из философов, которыми обмениваются герои, — отличный повод вспомнить немецкий (для тех, кто учил) или просто насладиться его красотой. Фильм идет с русскими и английскими субтитрами.

2. «Похвальное слово Ничему» (реж. Борис Митич, Сербия / Хорватия / Франция, конкурс документального кино)

«Похвальное слово Ничему»

Режиссер картины — бывший журналист, живший на разных континентах и работавший на ведущие мировые СМИ. Однажды он бросил работу и потратил все деньги на видеокамеру, чтобы начать снимать кино. Сегодня картины Митича показывают на всех престижных международных фестивалях.

«Похвальное слово Ничему» — четвертая работа режиссера. Это сатирическая документальная притча, которую снимали в течение 8 лет 62 оператора по всему миру. Среди них известный российский режиссер Виталий Манский. Закадровый текст читает рок-вокалист Игги Поп.

3. «С пеной у рта» (реж. Янис Нордс, Латвия / Литва / Польша, основной конкурс)

«С пеной у рта»

Не всегда смена профессии связана с поисками себя и стремлением к лучшему. Иногда приходится полностью перестроить свою жизнь под давлением обстоятельств. Главный герой картины «С пеной у рта» — полицейский Дидзиз, потерявший ногу в результате аварии. В результате он становится тренером служебных собак и чувствует, что жизнь кончена.

На фоне депрессии Дидзиз начинает подозревать жену в измене и сходить с ума от ревности. Метафорой выпущенных наружу темных страстей становится сбежавшая из клетки агрессивная собака.

4. «Чистильщики» (реж. Ганс Блок и Морис Ризевик, Германия / Бразилия, конкурс документального кино)

«Чистильщики»

Сегодня все озабочены кибербезопасностью и данными, которые собирают о нас соцсети и другие цифровые сервисы. Нам кажется, что из интернета никогда ничего не исчезает, и это тотально меняет отношения человека с реальностью, а также прошлым и будущим. 

Но есть специальные «чистильщики», которые занимаются «цифровой уборкой» и помогают вам исчезнуть из сетей.

Как решить, что оставлять для вечности, а что стереть навсегда? Кто знает, что мы будем думать о прошлом и с чем пойдем в будущее? Документальная картина посвящена одной из самых острых тем современности — что такое «нежелательный контент» и для кого он нежелательный.

5. «Ню» (реж. Ян Гэ, Россия, основной конкурс)

«Ню»

Ян Гэ — китайская актриса, которая живет в России и работает в театре «Гоголь-центр». «Ню» — ее режиссерский дебют.

Гэ уехала из Пекина в Россию сразу после школы, чтобы учиться в Тульском университете на переводчика. Затем поступила в мастерскую Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика во ВГИКе. Широкому зрителю она стала известна благодаря участию в шоу «Голос» в прошлом году.

Во многом автобиографическая часовая картина рассказывает о китаянке, которая живет в Москве, ведет видеоблог и ищет любовь. Это фильм об одиночестве — в чужой стране и в мире в целом.

6. «Профайл» (реж. Тимур Бекмамбетов, США / Великобритания / Кипр / Россия, программа «Фильмы, которых здесь не было»)

«Профайл»

Экспериментальное кино самого коммерчески успешного российского режиссера в Голливуде. Действие ленты разворачивается целиком на мониторе ноутбука. Бекмамбетов уже продюсировал два фильма в этом жанре, который он изобрел и называет screen life, то есть «жизнь на экране монитора». Инновационная форма удачно подчеркивает сюжет.

«Профайл» рассказывает о британской журналистке, пишущей статью о вербовке женщин в террористическую организацию «Исламское государство» (запрещена в РФ). Через поддельный аккаунт на фейсбуке она знакомится с бородатым красавцем, который учит ее носить хиджаб и вести себя как правильная мусульманка. Фильм в основном состоит из их диалога, во время которого героиня теряет контроль над ситуацией.