Комплекс неполноценности всегда недоволен образом себя. Он все время напоминает нам, что мы недостаточно красивы, умны, креативны, сильны и богаты. К образованию у комплекса неполноценности тоже часто есть претензии. В этом случае мы выбираем одну из двух защитных стратегий, считает психолог Станислав Раевский.

Первая стратегия: превратиться в вечного студента или собирателя дипломов, причем каждый диплом должен быть отличным. Такие люди имеют не по два, а три и больше дипломов, а всяких сертификатов и не сосчитать. Но все равно продолжают чувствовать себя плохо образованными выскочками, образование свое обесценивая.

Так, профессор медицины, стены которого завешаны дипломами, говорит ученому у него на приеме: «Ну какой я профессор, разве у нас наука, вот у вас другое дело». Именно в этом «у вас», которое где-то близко или далеко, но не «у нас», обитает настоящее образование. Если не в Самаре, то в Москве, если не в Москве, то в Англии или в Калифорнии. Именно эта зависть к тем, кто учился «там», заставляет туда рваться.

Но даже если закончил лучший вуз мира, что-то все равно не так с твоим образованием. Выясняется, что именно в твоей области этот вуз не лучший, или его образование слишком академичное, или недостаточно академичное, или недостаточно хороший руководитель, или ты недоучил. В общем, как ни стремился к звезде — звездой не стал.

Вторая защитная стратегия называется «не стоит даже и пытаться». «Ну куда мне лезть со своим ограниченным мозгом, все же сразу увидят, какой я тупой». И чем больше я откладываю свое образование, тем труднее мне решиться пойти учиться. Ведь все будут пальцем показывать на тетку среди молодежи.

Такие люди бывают удивительно начитанными и тратят на самообразование не меньше времени, чем первые — на образование.

Но их комплекс обесценивает все эти знания, потому что нет диплома, потому что никто авторитетный не подтвердил им, что их знания чего-то стоят.

Есть понятное объяснение, почему комплексу неполноценности так легко прицепиться к образованию. Все слышали, что «чем больше я знаю, тем лучше понимаю, как мало я знаю». Многие знакомы с рисунком, демонстрирующим это явление: чем шире становится сфера моих знаний, тем больше открывается вселенная непознанного.

Но это рациональное объяснение не помогает, и даже самые образованные люди страдают от комплекса образовательной неполноценности. А уж с нашим расщепленным на провинциальность и грандиозность культурным комплексом явление приобретает особенно большие масштабы.

Однако есть несколько способов трансформировать свой комплекс образовательной неполноценности на пользу себе и другим.

Изучение самого важного

Однажды Будда принес из леса охапку листьев и спросил своих учеников: «Где больше листьев: у меня в руках или в лесу?» «Конечно, в лесу», — ответили ученики. «Правильно. Листья у меня в руках — это знания, которым я вас учил, а листья в лесу — остальные знания. Их очень много, но они не нужны вам».

Чем больше у нас комплекс неполноценности, тем больше мы стараемся выглядеть компетентными во всем, тем больше мы пытаемся объять необъятное.

Или, наоборот, прячемся в очень узкой области, где никто не может даже оценить наши знания, но, возможно, они никому и не нужны.

То есть важно стремиться избегать двух соблазнов комплекса неполноценности — стать эрудитом во всех областях знаний (книжником) и спрятаться за маской узкого специалиста, «подобного флюсу».

Образование и самооценка

Но как выбрать из множества знаний и образований самые важные? Я практически уверен, что самые главные знания — о том, как устроен мой процесс познания, как устроена моя психика. Ведь именно она делает меня несчастным или счастливым. Так, если я страдаю от своего комплекса неполноценности, логично узнать, как он устроен, каковы его причины, а главное, как я могу выйти из-под его негативного влияния и сделать его своей сильной стороной.

Глубокая переработка знаний

Часто моя неуверенность в образовании и полученных знаниях связана с тем, что эти знания остаются знаниями поверхностными. Это напоминает огромные непрочитанные библиотеки. Как будто книгу достаточно купить, чтобы присвоить эти знания. Скажу больше, недостаточно и прочесть, даже несколько раз. Более того, недостаточно написать свою книгу на основе всех этих книг.

Да, в этом случае процесс переработки может быть очень серьезным, особенно когда человек не цитирует других авторов, а пишет об этом своим языком. Но пока эти знания не изменили мое переживание и поведение, то есть стали новым практическим опытом, я не буду чувствовать полноценность их усвоения.

Например, я прочитал информацию про более эффективную работу мозга в утренние часы и аргументированную рекомендацию самые сложные, творческие задачи делать с утра, отложив просмотр почты на потом.

Но если я продолжаю начинать день с просмотра почты, а творчество откладываю на вечер, значит, знания не усвоены.

Будда говорил: «Не нужно мне верить, проверяйте мои знания на практике». Поэтому стать практикующим, то есть тем, кто превращает знания в практику, — прямой путь к обретению естественной уверенности вместо фальшивого умного «Я», состоящего из не переработанных цитат авторитетов.

Принятие незнания и отказ от внешних зеркал

Часто людям с комплексом неполноценности снится сон о том, как они сдают экзамен или отвечают у доски. Ответа нет, и они просыпаются от жгучего стыда. Попробуйте в активном воображении продолжить этот сон и сказать экзаменаторам: «Я не знаю ответа, расскажите мне, пожалуйста».

Важно понять, что чего-то не знать — естественно. Если мы признаем ограниченность своих знаний в какой-то области, это избавляет нас от стыда и дает нам возможность эти знания восполнить. Если мы стесняемся признать свои провалы и делаем вид, что все знаем, мы подпитываем комплекс неполноценности. Нам важно быть постоянно открытым для этого антинарциссического каминг-аута.

Да, я этого не знаю, расскажите мне, пожалуйста. Это просто прекрасно, что вы показали мне дыру в моих знаниях, я заблуждался, что полностью разобрался в этой теме, мне действительно нужно в это углубиться.

С другой стороны, важно получать обратную связь по сути, а не формально. Комплекс неполноценности постоянно заставляет нас использовать других как зеркала, подкрепляющие нашу самооценку. В данном случае — «свет мой, зеркальце (референтные другие), скажи, что я на свете всех умнее и образованнее». Такая оценка всегда формальная, отражающая поверхность, а не суть. Ведь в зеркале других чаще отражается наш фасад. Поэтому мне так важно прикрыть этот фасад множеством дипломов, то есть формальным признанием этих «ученых зеркал».

Образование и самооценка

Настоящего мудреца никогда не волнуют ни звания, ни отражение в других. Все это меркнет перед светом настоящего знания. А мы, встретив этот свет, продолжаем искать очередное зеркало, которое его отражает и действительно подтвердит нам, что мы этот свет видели.

Часто мы лучше всех других знаем свои слабые стороны и пробелы в знаниях, знаем, насколько мы их переработали и превратили в часть своего опыта. А если так, нам не нужно внешнее подтверждение, нам намного важнее потратить время не на очередное формальное образование, а на образование сущностное.

Перестаньте искать зеркало, обнаружьте зеркальную природу своего ума, и тогда все знания мира — ваши.

Благодарность вместо зависти

Кроме стыда, комплекс неполноценности питается завистью. Как часто мы завидуем знаниям других! Но если мы способны это оценить, значит, мы уже понимаем эти знания, значит, наших способностей и знаний достаточно, чтобы в этом разобраться и переработать их, сделав частью своей жизни.

А если нет, возможно, человек, которому мы завидуем, просто использует свои знания для повышения самооценки, попутно активируя комплекс неполноценности в других. Тогда эти знания — просто перья в хвосте павлина, или ширма, прячущая все тот же комплекс неполноценности.

Хороший учитель всегда говорит понятно, излагает только то, что нужно и действительно может быть усвоено, старается подобрать к каждому ученику свой подход.

Он не возвышается над учениками и показывает им, что он лишь правая нога, ушедшая вперед на один шаг дальше ноги левой, которая в следующем шаге может опередить правую. Возможно, мне повезло с такими учителями, и я испытываю очень много благодарности за то, что они делились своими знаниями, то есть самым ценным и дорогим, со мной.

Мы все — лишь путники на этом пути знания, мы лишь отражение вечного знания вселенной. Неполноценность всегда связана с нашей отдельностью, эгоцентризмом. Если я чувствую себя естественной частью великого, постоянно самопознающего процесса, зависть естественно растворяется, а благодарность наполняет меня слезами радости.