Как с помощью виртуальной реальности и других инновационных технологий быстрее учиться, развить эмпатию и перестать бояться публичных выступлений? Об этом директор по развитию образовательных технологий Сбербанка Дмитрий Волков прочел лекцию на фестивале Pint of Science в мае 2018 года.

Сегодня меня попросили рассказать о виртуальной реальности (VR). Я возьму более широкую картинку: хочу поговорить о том, как мы учимся и почему возникают новые технологии, в частности VR. Есть несколько глобальных трендов, которые влияют на экономику и менеджмент. Первый — постоянная революция в «железе» и непрерывный доступ в интернет. Второй — рост взаимосвязи людей через социальные сети и интеграция сервисов геолокации.

Дмитрий Волков

У этих трендов два основных следствия: люди начинают мыслить и вести себя иррационально, а также появляются технологии, которые нарушают основы традиционной модели управления. Например, Uber — крупнейшая служба такси, которая не имеет собственных автомобилей.

Что это значит для системы образования? Во-первых, потребность в персонализации. Мы всегда хотим таких образовательных решений, которые соответствуют нашему темпу и способу восприятия информации.

Во-вторых, в крупных корпорациях теперь возможно прогнозирование, основанное на больших данных. Для того чтобы качественно подстраиваться под клиента, вы должны использовать массивы информации для принятия решений.

В-третьих, это участие. Преподаватель в аудитории теперь совсем не единственный человек, который отвечает за обучение. Мы получаем информацию в основном не от преподавателя, а от нашего окружения — друзей, товарищей.

Ответственность распределяется между всеми участниками образовательного процесса, и без совместного обучения современные технологии не могут использоваться.

В-четвертых, мы перешли от эпохи глубокого внимания, предполагающего полное сосредоточение на предмете, к эпохе гипервнимания.

Мы многозадачны, думаем об экзаменах, о детях, о том, что будет завтра, о том, что надо посидеть в социальных сетях, ответить на сообщение. Чтобы учиться, нам нужно уметь переходить обратно к глубокому вниманию. Это важный вызов, тем более что в корпоративном обучении за все надо платить, и вопрос эффективности обучения стоит очень остро.

10 образовательных технологий

По моим подсчетам, есть 10 основных образовательных технологий, которые способны изменить ландшафт образования. Виртуальная реальность — одна из них.

1. Адаптивное обучение. Вы попадаете на образовательную платформу и продвигаетесь по ней, как по лабиринту. Программа подстраивается под ваши цели и под те результаты, которых вы хотите достичь.

2. Геймификация. Знали бы вы, как взрослые любят получать очки, статусы и рейтинги, особенно в корпоративном обучении!. Это позволяет мотивировать людей, сохранять их погружение в образовательный процесс даже при напряженном рабочем графике.

3. Интерактивное дистанционное обучение. В современных «коллаборативных онлайн-пространствах» руководители и сотрудники могут общаться друг с другом и создавать новые знания.

4. Курирование контента. Автоматическая система, которая позволяет выбрать подходящий набор материалов для каждого пользователя.

5. Микрообучение. Это обучение маленькими порциями в течение длительного времени. В Сбербанке есть программа «Управление людьми», в ней более 250 коротких единиц образовательного контента. Это позволяет выстраивать индивидуальные траектории обучения для каждого и привлекать внимание занятых людей.

6. Нативное обучение. Это обучение через нативные каналы информации — мобильные телефоны, СМС, электронную почту.

7. Нейронаука и киберпрокторинг. Применение нейротехнологий в обучении является сейчас одной из ключевых задач образования.

8. Перевернутое обучение. Изучение теории происходит дома, вне класса, а в классе — только практика.

9. Социальное обучение. Это обучение через опыт других людей, друг у друга, где образовательная организация выступает в качестве удобной площадки для обмена.

10. Виртуальная реальность. VR становится универсальным инструментом образовательного процесса, особенно когда наглядные примеры особенно необходимы.

Виртуальная реальность для чрезвычайных ситуаций

VR может использоваться для обучения в сферах деятельности, где эксплуатация реальных устройств сопряжена с риском, либо создавать реальные устройства слишком дорого.

Здесь мы, конечно, завидуем компаниям типа РЖД, которая использует шлемы и симуляторы виртуальной реальности для обучения машинистов локомотивов. Но мы банк. В банке единственный материальный объект — это банкомат.

Кстати, у нас в Сбербанке виртуальная реальность используется для обучения инкассаторов, потому что смоделировать нападение на них легче в виртуальной среде.

Сам я впервые познакомился с технологиями виртуальной реальности в обучении несколько лет назад в Нидерландах. В офисе компании KLM на меня надели шлем VR. Я оказался в ангаре, в котором стоял Boeing-747. Вокруг меня были какие-то рабочие, и вдруг самолет начал дымиться. Меня начали спрашивать, я должен был глазами выбрать какое-то действие. Это был диалоговый тренажер.

К сожалению, меня спрашивали по-голландски. И я глазами куда-то, наверное, не туда посмотрел. В результате выбранного решения я из ангара убежал. Что там было с самолетом, я не знаю.

В любом случае использование различных диалоговых тренажеров для отработки действий в чрезвычайной ситуации сейчас встречается часто.

Почувствовать старость

Также виртуальная реальность может пригодиться для развития эмоционального интеллекта и навыков эмпатии. Это направление у нас в управленческом обучении сейчас используется довольно широко.

Одна из компетенций современного управленца, особенно в цифровую эпоху, — это эмоциональный интеллект. Очень часто он ставится на первое место, особенно в сервисных организациях.

VR — это очень хороший инструмент, который позволяет выработать у работников навыки эмпатии, понимания эмоций другого человека.

Мы разработали две симуляции, то есть фильма 360°. Один про пожилого человека, второй — про человека с ограниченными возможностями.

Представьте себе пожилого человека, который приходит в отделение Сбербанка, чтобы в банкомате произвести оплату счета за ЖКХ. Он почти не видит, плохо слышит, плохо передвигается. И вот он входит в отделение банка, не понимает, брать ему талончик или идти к банкомату, а тот за стеклянными дверями. Вы стоите на дороге и всем мешаете, вас толкают... Кошмар!

Для чего делается эта симуляция? Люди ставят себя на место другого человека. Снимая шлем, они плакали. При этом мы провели исследование и обнаружили, что та же самая симуляция, выведенная на экран в 2D, не вызывает ничего, кроме раздражения. А когда вы погружаетесь в эту ситуацию, можете посмотреть все вокруг, двигаться, то эмоциональный эффект оказывается гораздо сильнее.

Через эту симуляцию мы пропустили более 5 000 руководителей и сотрудников банка, прежде всего в офисах Сбербанка.

Когда VR не работает

Еще одним нашим продуктом стал VR-тренажер для отработки навыков публичных выступлений. Руководитель банка — публичный человек, и ему надо выступать перед большими аудиториями. Очень часто люди боятся и не умеют этого делать, поэтому возникла эта идея.

Мы смоделировали аудитории разного размера и посадили туда виртуальных слушателей. У них разные эмоции: хорошо выступаешь — они хлопают, плохо выступаешь — свистят. Некоторые начинают заниматься своими делами.

Идея была потрясающая, но в результате оказалось, что эта симуляция не действует. Виртуальная публика не вызывает у выступающего ощущения реальности, и тот не может работать со своим страхом.

Виртуальные пространства без мобильников

Особое направление в управленческом обучении — создание коллаборативных пространств. Для Сбербанка это важно еще и потому, что у нас сотрудники находятся во всех географических регионах России, да и вне страны тоже. Представьте себе: вы надеваете шлем и оказываетесь в Петербурге, Москве, Владивостоке, собираетесь вместе с коллегами, решаете кейсы, проходите квесты, создаете модели.

Мы такое виртуальное коллаборативное пространство создали, и руководство одного из блоков теперь проводит совещания в VR. «Когда все в VR, я знаю, надеты у всех шлемы или нет, потому что если шлем снять, разрывается связь. И все погружены в совещание. Никто не смотрит на мобильный телефон», — объясняют они.

Также в прошлом году мы открыли виртуальный кампус. Надев очки виртуальной реальности, вы можете в него войти, походить по аудиториям, попробовать разные VR-симуляции, пообщаться с коллегами в виртуальных коллаборативных пространствах.

Еще мы начали эксперименты по соединению VR с нейрогарнитурами, которые позволяют оценить ваши эмоции при просмотре симуляций и скорректировать ее в зависимости от ваших ощущений. Вот направление, которое, как нам кажется, будет взрывным в 2018-2019 годах.