Современный человек учится всю жизнь и стремится сделать этот процесс увлекательным и приятным. Приверженцы эдьютейнмента (education + entertainment, «обучение через развлечение») считают, что именно в таком режиме лучше всего усваивается новая информация, а обучающие игры для взрослых — это не только удовольствие, но и возможность почувствовать себя творцом собственной жизни.

Пароход вместо парты

Детям сложно управлять своим вниманием. Педагоги знают, что строгостью можно добиться внешней дисциплины, но подлинной вовлеченности ребенок учится через игру.

У взрослых все иначе: силой удержать их в учебной аудитории уже невозможно. Но с произвольным устойчивым вниманием многие по-прежнему испытывают сложности. 

Неудивительно, что одна из передовых методик современной педагогики — эдьютейнмент — возникла не столько благодаря детям, сколько благодаря взрослым.

В 80-х годах прошлого века в США был настоящий бум бизнес-образования. Участники конкурентного рынка образовательных услуг боролись за внимание взрослых людей, которые, с одной стороны, переживают некоторый спад когнитивных функций по сравнению с более юным возрастом, а с другой — в силу своего социального статуса не желают вновь садиться за парту и тем более встраиваться в учебную иерархию.

В итоге возникла новая концепция бизнес-тренингов — с расслабляющей атмосферой, возможностью добровольно выбирать курсы для посещения, разнообразной программой, в которую добавили элементы искусства, спорта, психотерапии и даже нью-эйдж оккультизма.

Вячеслав Букатов —

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Московского психолого-социального университета, автор книг о социоигровых технологиях, создатель ресурса об обучении без усилий

«Люди плавают на пароходе, посещают лекции по желанию, общаются, развлекаются, играют в игры, — говорит педагог и психолог Вячеслав Букатов. — Вроде никто их целенаправленно не обучает, но впоследствии оказывается, что они усвоили много информации, обросли бизнес-связями и контактами, отдохнули.

Это не совсем обучение в том смысле, что нет субъект-объектных отношений, сидения за партой, пассивного усвоения знаний. Здесь все основано на доброй воле, интересе, желании.

Так случайно была найдена интересная формула, которую часто называют „эдьютейнмент“ (само слово впервые было использовано в 1948 году студией Уолта Диснея в фильме о дикой природе „Настоящие приключения“). Образование для взрослых стало связано с понятиями „импровизация“, „проживание“, „релаксация“, „групповая рефлексия“, „самовыражение“. В результате именно в „парниковых условиях“ бизнес-образования стали появляться инновационные программы и технологии».

Все знают, что человек проще запоминает то, что помещено в развлекательный контекст, — поэтому существуют мнемонические песни, стихи, рассказы и... реклама. Эту методику сегодня все шире применяют и в школе, и в вузах, и на курсах повышения квалификации, в новых интерактивных музеях, зоопарках, культурных центрах.

Долой систематичность

Представьте, что вы интересуетесь историей наполеоновских войн. Что бы вы выбрали? Прослушать длинную лекцию о египетской экспедиции Наполеона, посмотреть о ней фильм или поучаствовать в исторической реконструкции? Даже серьезный историк, обладающий системными знаниями и знакомый с теоретическими подходами, никогда не откажется дополнить свою картину мира развлекательным материалом.

Более того, в знании деталей он иногда уступает реконструктору-любителю, который без устали изучает мельчайшие подробности, чтобы потом их воспроизвести.

Задача современных мультимедийных познавательных ресурсов и продвинутых музеев в том, чтобы не только включить непроизвольное внимание, но вовлечь как можно больше сенсорных систем получения информации — слух, зрение, осязание, обоняние.

«Чаще всего этот подход критикуют за несерьезность, за несколько хаотичный способ подачи информации, — замечает Вячеслав Букатов. — Но практика показывает, что пренебрежение систематичностью и упорядоченностью дает поразительные результаты. Ведь так называемое систематическое образование вовсе не систематично, если учесть, как человек усваивает и хранит информацию.

Вспомните хоть один свой университетский курс лекций. Что у вас от него осталось? Правильно, обрывки. Целостное представление о системе гораздо проще не инсталлировать извне, а получить самостоятельно.

Ученик в XXI веке — это не пустой сосуд, в который вливают знания, не чемодан, куда кладут информацию, не факел, который поджигают. Он сам вырастает и берет те знания, которые считает для себя необходимыми.

Кроме того, порционность, поэтапность выполнения заданий, наглядность, быстрый результат проверки знаний — все это части современных методик, которые помогают лучше усваивать информацию и углублять уже полученные знания».

Как геймеры превзошли профессора

Эксперименты консалтинговой фирмы North Star Leadership Group показывают, что обучение бизнес-администрированию при помощи компьютерной игры так же эффективно, как лекции профессора мирового уровня.

Эксперимент проводился на 40 студентах, не имевших опыта изучения бизнес-стратегий. Половину из них учил профессор с мировым именем: он потратил в общей сложности 9 часов на лекции, семинары и презентации. Вторая половина студентов 9 часов играла в обучающую компьютерную игру, разработанную специалистами компании.

Тестирование показало, что студенты обеих групп справились с заданиями одинаково успешно; результат группы «геймеров» был даже чуть лучше. Кроме того, обе группы одинаково успешно прошли симуляцию собеседований с разбором бизнес-кейсов. 76% «геймеров» заявили, что еще и получили огромное удовольствие от процесса обучения и хотели бы продолжать играть в обучающие игры в вузах и на работе.

Перманентное образование. «Smart is a new sexy»

Постиндустриальное информационное общество стремится смешать работу, учебу и отдых. Современный человек хочет выжать максимум из любого занятия: работа должна быть увлекательной, а развлечение — полезным.

В наши дни эдьютейнмент популярен у жителей мегаполисов как вид интеллектуального досуга. Образованная публика с удовольствием посещает лекции, семинары, участвует в вебинарах и конференциях. Человек может не только удовлетворить любопытство (ведь, как утверждает нейронаука, получение новой информации может стимулировать выброс дофамина), но и примерить на себя новую профессию или новую область знания.

В наши дни возобладала идея перманентного обучения. Например, в США число выпускников вузов выросло с 60-х до начала 2000-х в два раза (с 41 до 84%). Стало очень популярным образование для взрослых. С 1991 по 2001 год число получающих образование взрослых 35-54 лет существенно увеличилось и превысило 50%. У группы от 55 и до 64 лет этот показатель достиг 38%. Более того, начали учиться люди старше 65 лет (в этой группе учащихся стало вдвое больше).

Психологи считают, что успех эдьютейнмента и подобных ему методов обучения объясняется не только стремлением к удовольствию. Выбирая деятельность по своему вкусу, получая возможность проявлять активность, отдаться азарту, поучаствовать в ролевой игре, мы острее ощущаем себя творцом собственной жизни.