Как толерантность приобрела репутацию ложной идеи? Что такое коллективный нарциссизм и чем он мешает понимать других? Эти темы логотерапевт Дэвид Гуттманн, психолог Дмитрий Леонтьев и специалист в области медицинской этики и политики Карл Беккер обсудили 30 августа на Круглом столе «Логотерапия и современность» в Еврейском музее и Центре толерантности. ЧТД публикует главные тезисы этой дискуссии.

1. От умения быть толерантными зависит развитие и выживание всей цивилизации. С развитием человечества коммуникативные связи между разными группами увеличивались. Но собственная мировоззренческая установка была ценнее всех прочих для каждой группы вплоть до XX века. Сейчас мы не можем жить друг без друга. Мы не можем не взаимодействовать. И развитие уже осуществляется не через дележ ресурсов, а через их объединение. Поэтому умение быть толерантным и иметь дело с инаковостью становится сегодня важным, как никогда прежде.

2. Слишком много толерантности — так же плохо, как и слишком мало. Виктор Франкл говорил о том, что ложно понимаемая толерантность может завести слишком далеко, и тогда за другим признается даже право быть нетерпимым. Это ловушка, потому что в таком случае нет общего пространства для диалога, для взаимодействия.

3. Толерантность — это поиск баланса между разными ценностями. Если мы признаем только одну ценность как высшую, получится фанатизм. Но человеческие отношения всегда подразумевают двусторонность, всегда есть две позиции.

Сущность толерантности — в признании иных ценностей, взглядов, обычаев как равноправных своим взглядам, обычаям, ценностям вне зависимости от степени согласия с ними.

4. Ее противоположность  — нарциссизм. Психолог Эрих Фромм считал, что именно из нарциссизма (в частности, коллективного нарциссизма) рождается нетерпимость.

Нарцисс признает только собственную субъективную реальность и отказывает в реальности тому, что входит в противоречие с привычным.

Эта позиция как раз и исключает возможность признания за другим права на собственную реальность.

5. У нетерпимости два корня — биологический и социально-экономический. На инстинктивном уровне мы запрограммированы бояться тех, кто отличается. Это касается не только других видов. Если у черной белки появляется белый питомец, она выкинет его из гнезда. Это вызов для человека — обуздывать свои инстинкты, чтобы принимать тех, кто не похож. Это вопрос коммуникации.

6. Преодоление нетерпимости невозможно без трансформации общества. И это уже касается второго корня. Нам нужны экономические механизмы — например, прогрессивный налог, чтобы не создавать огромного неравенства, которое порождает отчуждение и ненависть между более состоятельными и менее состоятельными. И нам нужно создать инклюзивное общество, в котором есть возможности для всех.

7. Как проявлять базовую толерантность? Начните с золотого правила Конфуция. Иисус говорил: делайте другим то, что хотели бы, чтобы сделали вам. Но это предполагает, что вы знаете, что именно другой человек думает и чего он хочет.

У Конфуция было другое правило. Когда его ученики отправлялись в другие страны, они спрашивали, как им стоит себя вести. Конфуций отвечал: не делайте по отношению к другим того, чего бы вы не хотели по отношению к себе.

Мы не знаем, что афроамериканская женщина и трансгендер в Лос-Анджелесе хотят от нас. Мы не можем этого знать. Но если мы последуем правилу Конфуция, мы сможем быть толерантными. Например, я могу понять, что они не хотят, чтобы я смотрел на них сверху вниз. И я преодолеваю любые импульсы к этому.

8. Есть три ответа на угрозы нетерпимости. Первый — преодолевать инстинктивную склонность обобщать. «Эти арабы», «эти чернокожие» — это все обобщения. Если кто-то берет на себя право вершить суд от лица группы, это не значит, что вся группа с ним согласна.

Второй — улучшать коммуникацию. В Японии есть интересная традиция: утром по телевизору транслируют новости из 12 стран. Мы слышим, как к одной и той же ситуации относятся в Германии, России, Корее. И когда мы это видим, мы понимаем, что не живем в центре вселенной.

Важно слышать, что нам хотят сказать другие, и бороться с инстинктивным желанием дать сдачи. Если вы идете по улице и кто-то оскорбляет вас, попробуйте вступить в диалог. Сказать: «Извините, я что-то сделал, что оскорбило вас? Почему я получил эту реплику?»

И третий ответ — взаимодействие. Работая вместе, плавая в бассейне вместе, работая в команде над одними и теми же задачами, мы поймем, что в нас больше общих черт, чем различий.

9. Толерантность не должна быть абсолютной идеей, нужно всегда учитывать реальность. Когда-то в Советском Союзе мы, приняв идеал, забыли про реальность и стали обращаться с реальностью, как если бы она была идеалом. Всегда нужно помнить о том, каковы наши ценности и насколько мы готовы корректировать их прямо сейчас.