Если вы с трудом дорабатываете последние дни перед отпуском, подумайте, что он может вам дать? Пару недель лежания на пляже и калорийных ужинов в отеле? Чтобы сменить обстановку, есть способы лучше. ЧТД вспоминает фильмы, в которых очередной отпуск превращается в нетривиальный поиск целей в жизни, о которых герои, как и многие из нас, давно не задумывались.

«Разиня»
(режиссер Жерар Ури, 1965)

«Разиня»

Наивный холостяк Антуан Марешаль (Бурвиль) надевает на шею фотоаппарат, облачается в легкие шорты и направляется на своем автомобильчике в Италию. Его ждет замечательный отпуск. Но планы резко меняются — навстречу ему едет президент крупной фирмы Леопольд Сароян (Луи де Фюнес), и после столкновения автомобильчик Марешаля разваливается на части.

В итоге отпуск получается и вправду замечательным, но по-другому, — Сароян предлагает Марешалю в качестве компенсации перегнать из Неаполя в Бордо белый кадиллак и на этом заработать. Тот, естественно, соглашается, и не подозревая, что за машину он поведет.

В кадиллаке скрыты дорогие вещи: его аккумулятор начинен драгоценными камнями, его бампер отлит из золота, в нем спрятано несколько килограммов героина и знаменитый бриллиант Юкункун.

Сароян выбирает Марешаля, потому что у него очень простое и добродушное лицо и на таможне такого разиню остановить не должны. Но кадиллак сопровождает не только банда Сарояна, но и банда Заики (Венантино Венантини), который мечтает похитить все драгоценности.

Марешаль, несмотря на все свое простодушие, оказывается не лыком шит. Со временем он заметит, что путешествие небезопасно, и тогда проявятся другие, никому пока что неизвестные черты его характера.

В результате из простака он превратится в авантюриста, и у него появится шанс получить большие деньги. А вот в любви ему не повезет: одна из его пассий вернется к своему ревнивому сицилийцу, а вторая, устав от встреч с бандитами и полицейскими, скажет: «Дорогой Антуан, я вообще-то хотела этим летом отдохнуть. А с вами, я вижу, не отдохнешь».

Она тоже приняла Марешаля за разиню. Но бывают такие виды отпуска, которые все расставляют по своим местам.

«Дикари»
(режиссер Виктор Шамиров, 2006)

«Дикари»

На редкость трогательная картина про палаточный городок у Черного моря и его обитателей, которые называют друг друга прозвищами, а паспортных имен, похоже, и не знают.

Нежный задумчивый Ай-яй (Гоша Куценко) уже лет пятнадцать проводит у моря все лето, знает всех, все знают его и называют его стоянку «Ай-яйство». Суровый Черный (Владислав Галкин) всегда готов ввязаться в драку и защитить друзей от обнаглевших чужаков.

Неугомонный Киса Кацман (Эвклид Кюрдзидис) носится по лагерю, размахивая дредами, появляясь ниоткуда и исчезая в никуда. У Мистера (Марат Башаров) всегда есть деньги, но в любви ему катастрофически не везет, несмотря на то, что девушек вокруг очень много и некоторые призывно загорают без одежды.

У моря все сбрасывают свои городские личины и начинают жить простыми чувствами и простыми историями. Вчера Мистер потерял деньги, но выяснилось, что он закопал их в другом месте и сам его забыл. Сегодня танцы, надо присмотреть себе пару для нового романа. Завтра день рождения у водителя Валеры, он получит в подарок торт, составленный из бутылок водки. А потом на неделю зарядит дождь, и все начнут разъезжаться по домам.

Именно к этой простоте с удовольствием раз за разом возвращается Барон (Алексей Горбунов): «Тут опять все как обычно? Как же я счастлив!»

Неспешный, расслабленный отпуск, знакомые лица, знакомые разговоры, попытки найти рай — не там, где его принято искать, а в самом себе.

«Я больше сюда, наверное, не приеду». — «Приедешь». Конечно, они все снова приедут сюда — где еще тебя готовы принять таким, какой ты есть?

«Дикарей» обязательно надо досмотреть до финальных титров: там показывают другую, рабочую жизнь героев палаточного городка — и становится понятно, почему Ай-яй сидит у моря целое лето, почему Барон не выносит, когда при нем играют на гитаре, почему Борюсик не может перестать петь и откуда у Мистера столько денег.

«Трое в каноэ»
(режиссер Стивен Брилл, 2004)

«Трое в каноэ»

Троим тридцатилетним друзьям приходится хоронить четвертого — Билли. Самый смелый и умный из всех, любитель экстремального спорта, он выбрал для себя слишком опасное развлечение.

После печальной церемонии мужчины забираются в домик на дереве, где проводили время в детстве, и находят коробку со своими мальчишескими сокровищами и подписанной кровью клятвой.

Когда-то они обещали друг другу найти знаменитого угонщика Д.Б. Купера, который выпрыгнул из самолета с парашютом и унес с собой выкуп $200 тысяч. В коробке оказывается свежая карта с маршрутом поисков — оказывается, Билли не забыл детских обещаний и всерьез готовился к этому походу.

Мужчины — бесцеремонный Том (Дэкс Шеппард), дурашливый Джерри (Мэттью Лиллард) и тихий Ден (Сет Грин) решают взять отпуск и совершить путешествие в память о Билли. Они садятся в каноэ и собираются восхищаться природой, но выясняется, что намерений и самодовольства мало, нужны умения. Горы и реки встречают друзей недружелюбно: на них нападает медведица, им приходится нестись в лодке по водопадам, убегать от вооруженных браконьеров, терять одежду и голодать.

В конце концов они встретят старика-отшельника, который расскажет им о своей жизни, прошедшей впустую, и о том, что беречь надо не деньги, а время. Тривиальный совет, которому, тем не менее, почти никто не следует.

В этом отпуске Ден, Джерри и Том испытают столько сильных чувств и сохранят на будущее столько воспоминаний, что назвать это время потерянным никто бы не решился. Самое интересное, что, вернувшись домой, каждый из них наконец решится совершить поступок, на который не решался до отпуска. Потому что хорошая перезагрузка — это то, что всем нам нужно, чтобы продолжать двигаться дальше.