Фотография — модный, но тяжелый и неблагодарный труд. На поиски своего стиля как у расчетливых профессионалов, так и у увлеченных самоучек могут уйти десятилетия. ЧТД рассказывает о пяти мощных мастерах современной фотографии, слава к которым пришла лишь после сорока.

1. Том Вуд

Том Вуд

66-летний британец, снимающий в популярном сейчас жанре уличной фотографии, долгое время считался самоучкой. Но упорство и настоящая страсть к любимому делу превратили Вуда в крупного мастера, актуального в XXI веке.

Его изображения показывают городскую жизнь британского Ливерпуля и Мерсисайда 1970-х и 1980-х годов с их пабами, клубами знакомств, рынками и уличными сценками на остановках общественного транспорта.

С течением лет эти снимки как будто взрослеют, приобретая все новые оттенки смыслов. Сегодняшний зритель видит здесь не только документальную правду, но и вступает в сложный диалог с ушедшими временами и людьми, жившими тогда. На фотографиях Вуда все они похожи на детей: хрупких, трогательных и достойных любви.

Первая книга работ фотографа вышла, когда ему было 38 лет. И только после 60 он почувствовал славу. В 2012 году у фотографа состоялась первая большая выставка в лондонской галерее The Photographers’ Gallery. Первая ретроспектива в Национальном музее науки и медиа в британском Брэдфорде прошла год спустя.

В прошлом году работы Вуда приехали и в Россию. Они выставлялись в московском МАММ — на X юбилейной Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017».

2. Сол Лейтер

Сол Лейтер

Сегодня он считается безусловным классиком американской цветной пленочной фотографии середины XX века. Но этот статус он получил далеко не сразу. Не выучившийся на раввина, но получивший образование художника, Лейтер рано стал профессиональным фотографом — еще в 1940-х годах, — во многом благодаря поддержке американского журналиста Уильяма Юджина Смита.

Молодой Лейтер быстро преуспел как коммерческий автор ведущих нью-йоркских журналов. Однако к середине века число заказов стало медленно, но верно сокращаться. Пришло время амбициозных фэшн-фотографов, создающих новую эстетику, в которой таланту Лейтера было тесно.

Несмотря на это, все 1950-е и 1960-е годы Лейтер не прекращал заниматься тем, что ему действительно нравилось: цветной фотосъемкой улиц его любимого Нью-Йорка. В то время почти никто в мире арт-фотографии не интересовался «простой текстурой жизни» с этого ракурса. Цветные снимки ассоциировались прежде всего с миром рекламы и коммерции, а документальные кадры было принято делать в черно-белой гамме.

В 1993 году работы Лейтера заново открыл галерист Говард Гринберг. Он заметил черно-белые снимки фотографа и понял, что цветные работы могут быть еще мощнее. Гринберг уговорил Лейтера передать ему сотни пленок, в том числе непроявленных. С этого момента началась новая жизнь фотографа как живого классика.

Лейтеру было уже хорошо за 70, когда одна за другой по всему миру прошли выставки его цветных фотографий. Его книги стали скупать огромными тиражами.

К внезапной славе Лейтер отнесся спокойно. «Чтобы строить карьеру и быть успешным, надо иметь цель и амбиции. Я же предпочитаю пить кофе, слушать музыку и рисовать, когда мне этого хочется», — говорил Лейтер. Фотограф умер в 2013 году в возрасте 89 лет.

3. Эжен Атже

Эжен Атже

Атже родился на юго-западе Франции и начал снимать в 30 лет, а профессионально — только после 40, когда открыл ателье «Атже — документы для художников». Под конец жизни, в 1920-х годах, Атже оценили современники из круга французских сюрреалистов. Однако фотограф и представить не мог, как прославится еще через полвека, когда его снимки появятся в нью-йоркском Музее современного искусства МоМА и привлекут внимание критиков по всему миру.

Его бесстрастные снимки опустевшего Парижа начала XX века считаются абсолютной классикой городской фотографии. Это особое ощущение отстраненности в кадре стало актуальным лишь во второй половине столетия. В это же время десятки лучших фотографов Европы и США стали называть Атже своим эстетическим наставником. 

4. Аарон Зискинд

Аарон Зискинд

Абстракционист от мира фотографии, он относится к тем авторам, чье призвание прояснилось далеко не сразу. До 1953 года Зискинд зарабатывал преподаванием английского в школе. Полностью посвятить себя фотографии он смог только после 48 лет.

«Зискинд ассоциируется с нью-йоркскими художниками-абстракционистами вроде Ньюмена и Ротко. С ними он дружил, общался, выставлялся вместе. Абстракционисты, в отличие от коллег-фотографов, поняли и оценили художественное кредо Зискинда», — рассказывает историк фотографии Ирина Толкачева.

Стиль фотографа сложился примерно к 40 годам. В это время он начал исследовать текстуру и поверхности снимаемых объектов. Зискинда перестала интересовать трехмерная природа вещей. Он в буквальном смысле стал уплощать предметы, апеллируя прежде всего к красоте фактуры, будь то облупившаяся краска или трещины на сухой земле. Этот подход породил множество поклонников и последователей, продолжающих дело Зискинда после его кончины в 1991 году. 

5. Роджер Баллен

Роджер Баллен

Американец, прославившийся постановочными фотографиями странных людей в странных интерьерах, в одном из интервью признавался, что «фотография была его хобби лет до 50». Больше половины из них он проработал геологом в ЮАР. С этой страной и связано большинство проектов фотографа, да и сам Баллен ассоциируется с суровым и отчаянным южноафриканским мировосприятием. 

Авторский стиль Баллена окончательно сформировался лишь к моменту выхода книги «Shadow Chamber» в 2005 году, когда автору было уже 55 лет. Многие далекие от мира фотографии люди знакомы с созданной им эстетикой — благодаря сотрудничеству Баллена с группой Die Antwoord. Несколько клипов для южноафриканского рэп-дуэта он снял как режиссер.