Кто бы что ни говорил, а печатные медиа живут и проблем с популярностью не испытывают. По крайней мере, тревел-журналы: сюда приходят сотни писем от желающих стать авторами. Большинство из них достойны лишь вежливого отказа. О том, как избежать ошибок начинающих авторов, ЧТД рассказали Дарья Петрягина, старший редактор журнала National Geographic TRAVELER, и Ольга Чередниченко, главный редактор журнала «Вояж».

Ольга и Дарья знакомы давно. Обе окончили факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и в тревел-журналистику попали, по собственным словам, совершенно случайно. Ольге пришла в голову идея первого путеводителя по маршрутам героев знаменитых кинофильмов и книг, когда она вернулась из своей первой поездки в Париж. Теперь Ольга — автор 25 путеводителей «Эксмо», главный редактор журнала «Вояж» — делится накопленным опытом на авторском курсе по тревел-журналистике в Mediaшколе и в личном блоге

Дарья в тревел-журналистику попала по совету подруги и быстро поняла, что это может быть делом жизни. Сейчас она работает в National Geographic TRAVELER и ведет межфакультетский учебный курс по тревел-журналистике в МГУ.​

«Тревел-журналист — человек, который любит путешествовать и делиться своими впечатлениями, полезными советами с широкой аудиторией, — считает Дарья. — При этом совершенно не обязательно учиться именно тревел-журналистике». Достаточно закончить факультет журналистики одного из российских вузов, таких как МГУ, МГИМО или НИУ ВШЭ, считает она.

Впрочем, если у вас есть желание, любопытство и готовность разобраться в теме, то тревел-журналистом можно стать самостоятельно. Путешествие — лишь тематика.

Как и везде, здесь нужен опыт. А значит, нужно стараться как можно больше путешествовать самому, читать тематические СМИ и блоги, в том числе иностранные, ходить на мероприятия, которые устраивают офисы по туризму разных стран.

«Поймите себя — это улучшает текст»: как стать тревел-журналистом и создать свой бренд

Просто хорошо писать и грамотно доносить информацию часто недостаточно. Важно знать рынок тревел-журналистики, особенности разных изданий, понимать, какие новые идеи вы можете предложить тому или иному медиа. Существуют также авторские курсы или мастер-классы от профессионалов. Они помогут лучше ориентироваться на этом рынке.

Цель курсов Ольги Чередниченко, по ее собственным словам, — практика. «Большинство моих выпускников ездят в бесплатные поездки и пишут отчеты для своих блогов. Те, у кого нет блогов, публикуются в журнале „Вояж“, — рассказывает она. — Почему-то для многих важна именно печатная публикация, хотя, казалось бы, мы живем в XXI веке. И мне самой тоже приятно создавать именно печатное издание, глянец, который можно подержать в руках».

Какими навыками должен обладать тревел-журналист

«На первое место я бы поставила любознательность, — считает Дарья Петрягина. — желание добраться туда, куда никому другому не придет в голову заглянуть. На второе место — умение работать в любых условиях, переносить постоянные поездки и перелеты и не пугаться жестких дедлайнов. А на третье — умение слушать редактора, готовить материалы в соответствии с его требованиями и соблюдать дедлайны».

«Последний пункт, возможно, и кажется банальностью, но таких авторов на самом деле мало, а редакторы именно таких любят больше всего», — добавила она.

На вопрос, что важнее, вдохновение или дисциплина, Дарья отвечает почти не задумываясь: дисциплина важнее.

«Как бы странно это ни звучало, но журналистика — это на 80% ремесло и лишь на 20% — творчество. Если вы умеете искать факты, логически выстраивать текст и сдавать материал вовремя, редактор будет ценить вас гораздо больше, чем если вы месяцами будете ждать вдохновения и пытаться сделать что-то оригинальное».

Ольга Чередниченко согласна с тем, что тревел-журналист (как и всякий журналист) должен уметь сотрудничать с редактором. «Если просят переписать — надо переписать. Это всегда обидно и не хочется, хотя это всего лишь пожелание или рекомендация, как сделать текст лучше, — объясняет она. — Если с автором трудно общаться, то с ним и сотрудничать стараются меньше».

Складывать слова в предложения вполне можно научиться, уверена Ольга. Есть люди, у которых к этому больше способностей, но практика творит чудеса.

Кроме того, важно читать профессиональную литературу. Это может значительно ускорить процесс обучения, считает редактор. «Но самое главное — не ленитесь и как можно больше пишите, — продолжает Ольга. — Лауреат премии „Нацбест“ и известный сценарист Анна Козлова, у которой я работала, всегда говорит: „Пиши, пиши, да и распишешься“. Поэтому не ленитесь — пишите!»

Первая публикация: как предлагать

Самое важное — понимать формат издания, его структуру, основные рубрики, темы, и предлагать материалы в соответствии с этим. «То есть исходить не из собственных желаний („Я съездил в Турцию и хочу написать об этом“), а из потребностей медиа („Они часто пишут про отдых с детьми — предложу-ка я им материал про лучшие детские курорты Турции“), — объясняет Дарья. — Для этого нужно хорошо знать рынок, читать те журналы, в которые вы хотите писать, смотреть телеканалы — так вы быстро поймете, в чем особенность каждого СМИ».

Лучше присылать не сразу готовую статью, а тему, советует Ольга.

«Идеальный вариант — это когда человек почитает журнал, посмотрит, какие там есть рубрики, и под них присылает тему. Вот с такими людьми я сотрудничаю. Пока их только 10%, — говорит она. — Если в письме только какие-то абстрактные темы, то я отвечаю: «Извините, не подходит по формату».

Как поехать в первый пресс-тур

Тут два варианта: либо через знакомства, либо развивать личный бренд. Если ты начинающий тревел-журналист или блогер, то попасть в пресс-тур довольно сложно.

Блогер с аудиторией в несколько тысяч человек уже начинает привлекать внимание пиар-службы. «Вам начнут писать отели, офисы по туризму, авиакомпании, туроператоры, — рассказывает Ольга Чередниченко. — Им важны свежие лица, поэтому они стараются привлечь разных блогеров».

Но, по ее словам, тенденция меняется, и блогерам «с гигантской аудиторией» тревел-пиарщики начинают предпочитать тех, у кого подписчиков меньше, зато без «шелухи», ботов и маникюрных салонов.

«Поймите себя — это улучшает текст»: как стать тревел-журналистом и создать свой бренд

Она предлагает пять советов для начинающих тревел-блогеров.

1. Личный бренд строится на правде. Нельзя о себе врать. Например, нельзя называть себя экспертом по азиатским странам, если ты ни в одной из них не был.

2. Надо набраться терпения. Бренд не строится за один день — это результат постоянной работы. В начале пути ты должен ответить для себя на основные вопросы: кто твоя целевая аудитория, о чем ты хочешь писать?

Можно придумать «фразы-крючки», которые будут часто появляться в тексте начинающего блогера. Бренд — это образ, который возникает у нас в голове, например, при упоминании Aviasales. Хороший блогер — всегда бренд. Личный бренд — это больше чем продукт. Это некая миссия, которую несет блогер. В том числе тот, кто пишет о путешествиях.

3. Личный бренд не должен нравиться всем. Глянцевые тревел-журналы читают люди состоятельные. Поэтому СМИ такого плана часто отсекают материалы про каучсерфинг, автостоп и бюджетные способы путешествий.

И наоборот, тот, кто ведет блог про бюджетные путешествия, может себе позволить вставлять разные колкие фразы про богатых. Это притягивает аудиторию.

4. Быть брендом — значит оправдывать ожидания. Если обещаешь, что будешь писать про бюджетные путешествия, то это и надо писать. Этот принцип нужно соблюдать всегда, чтобы не терять аудиторию.

5. Нужно помнить о цели. Под целью имеется в виду что-то конкретное. Например, иметь миллион подписчиков через год. Это позволяет сосредоточиться.

Главный совет начинающим тревел-журналистам

Главное — не нужно бояться, советует Дарья Петрягина. Даже если вы только начинаете, но уверены в своих силах, не пасуйте перед именами и брендами вроде National Geographic.

«Там работают такие же люди, как вы. А если у вас есть любовь к делу, трудолюбие и любознательность, вы вполне можете присоединиться к ним», — уверена редактор.

«Я думаю, что все мы начинаем писать из-за глубинного желания разобраться в себе. Я советую не забывать об этом и заниматься самоанализом всеми доступными способами. Как ни странно, это улучшает текст и убирает комплексы, которые мешают писать», — рекомендует Ольга Чередниченко. Понять себя — процесс длиною в жизнь, ради которого мы все и пишем.