Имена этих актеров знакомы каждому, кто любит кино. Однако их талант проявился далеко не с первых шагов в индустрии. О Пьере Ришаре широкая публика узнала, когда ему минуло 38 лет, а взлет карьеры Лесли Нильсена начался в 54 года. ЧТД рассказывает об актерах, чей путь к славе не был стремительным и многому их научил.

Пьер Ришар

Пьер Ришар

Фильм-прорыв: «Высокий блондин в черном ботинке» (1972)
Возраст признания: 38 лет

Французский комик Пьер Ришар начинал карьеру в театре. Там он мечтал о трагедии, но ему не давали больших ролей. И тогда Ришар ушел в кабаре. В конце 1960-х годов этот легкий жанр и кочевая жизнь считались неподходящим занятием для актеров за 30. Однако Ришара общественное мнение не волновало.

Постепенно выработался его фирменный стиль — трогательного растяпы, который вечно попадает в смешные ситуации. Этот образ он и воплотил на экране в фильме «Высокий блондин в черном ботинке». Так Ришар стал одним из главных мастеров французской комедии — и остается им до сих пор.

Лесли Нильсен

Лесли Нильсен

Фильм-прорыв: «Аэроплан» (1980)
Возраст признания: 54 года

Американец Лесли Нильсен учился в престижной театральной школе в Нью-Йорке и мечтал об актерской карьере. Сперва ему давали роли только на телевидении. В середине 1950-х Лесли начал сниматься в кино — в эпизодах, которые ему предлагала студия MGM. Актер подписал контракт с компанией и начал много работать. Играть пришлось в основном серьезных флегматичных мужчин.

Только в 1980 году Нильсен рискнул сменить амплуа и сыграл глуповатого доктора в комедии «Аэроплан». Зрители были в восторге, а Лесли Нильсен наконец почувствовал вкус настоящего успеха. Актер решил продолжать в том же духе. Мировым хитом стал фильм «Голый пистолет» и его продолжения.

Алан Рикман

Алан Рикман

Фильм-прорыв: «Крепкий орешек» (1988)
Возраст признания: 42 года

Британец Рикман в юности мечтал о карьере дизайнера. Актерство ему тоже было по душе, в школе он участвовал в любительских спектаклях. Постепенно театр стал занимать все большее место в его жизни.

В итоге молодой дизайнер в 26 лет закрыл свою студию в Сохо и поступил в Королевскую академию драматического искусства. Много лет Рикман успешно выступал в театре.

В 1987 году спектакль «Опасные связи», где Алан играл виконта де Вальмона, показали на Бродвее. Здесь английского трагика увидели продюсеры первого эпизода будущего американского блокбастера «Крепкий орешек». Роль немецкого террориста Ганса Грубера в 1988 году сделала его по-настоящему знаменитым. Последовала череда ярких работ в картинах «Робин Гуд: Принц воров», «Разум и чувства», «Алиса в Стране Чудес» и в более серьезных лентах, где театральный талант Рикмана получил кинематографический масштаб.

Морган Фримен

Морган Фримен

Фильм-прорыв: «Шофер мисс Дэйзи» (1989)
Возраст признания: 52 года

Американец Фримен довольно рано увлекся актерством. На школьную театральную сцену он вышел в 12 лет. Впрочем, нельзя сказать, что он и его семья были уверены в том, что увлечение даст плоды. В 1950-е Фримен отслужил в ВВС США авиамехаником, а после устроился клерком в Лос-Анджелесе, параллельно пытаясь покорить Голливуд — или для начала хотя бы получить подработку в театре.

Для высокого (188 см) чернокожего мужчины ролей в кино не нашлось. Второстепенные персонажи в малобюджетных спектаклях — это все, на что он мог рассчитывать.

В 1984 году после картины «Гарри и сын» артист обратил на себя внимание. Через три года за фильм «Уличный ловкач» Моргана Фримена номинировали на премию «Оскар». Широкой публике он стал известен только в 1989 году, когда на экраны вышел «Шофер мисс Дэйзи». Больше актер не сидел без работы. «Робин Гуд: Принц воров», «Побег из Шоушенка», «Семь» — вот только три блестящие картины, где Фримен играет роль второго плана, которая определяет характер всего фильма. В 2004 году он получил премию «Оскар» за картину «Малышка на миллион».

Томми Ли Джонс

Томми Ли Джонс

Фильм-прорыв: «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991)
Возраст признания: 45 лет

Томми Ли Джонс играл в футбол и учился в Гарварде. Его родители вряд ли тогда предполагали, что славу сыну принесет кино. Ждать, действительно, пришлось долго. После двух десятилетий небольших театральных работ и киноролей в конце 1980-х Джонс принял предложение режиссера Оливера Стоуна и сыграл банкира Клея Шоу, которого обвинили в подготовке убийства президента Джона Кеннеди.

Фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» принес ему номинацию на премию «Оскар» и статус самого высокооплачиваемого актера Голливуда.

Сэмюэл Л. Джексон

Сэмюэл Л. Джексон

Фильм-прорыв: «Криминальное чтиво» (1994)
Возраст признания: 46 лет

В детстве будущий артист заикался. Однако непримиримый характер Джексона помог преодолеть эту проблему. По его собственным словам, он «научился изображать людей, которые не заикаются». Так началось его непростое восхождение к актерскому успеху.

Он участвовал в студенческом театре, играл эпизодические роли, совмещая актерство с борьбой за права американских чернокожих. В 1970-е Джексон пристрастился к наркотикам. Выбраться ему помогли друзья, актер Морган Фримен и режиссер Спайк Ли.

К Сэмюэлу Джексону настоящая слава пришла только в 46 лет. Его номинировали на премию «Золотой глобус» за роль в фильме Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Карьера пошла в гору. Он получил несколько престижных наград, в том числе Каннского и Берлинского фестивалей. В 2000 году на «Аллее славы» в Голливуде появилась его звезда.

Жан Рено

Жан Рено

Фильм-прорыв: «Леон» (1994)
Возраст признания: 46 лет

Один из культовых актеров современной Франции был мало кому известен до 1988 года. Жан Рено по происхождению испанец — его семья скрывалась от режима диктатора Франко сначала в Марокко, где в 1948 году родился Хуан (это настоящее имя Рено), а затем во Франции.

В 1970–80-е он играл в театре и в первых фильмах Люка Бессона. Дружба с начинающим режиссером и вывела его в число мировых звезд. В 40 лет он сыграл в успешной картине «Голубая бездна», но настоящим прорывом стал «Леон» — история киллера, помогающего девочке отомстить за семью. Сегодня 11 лент с участием Жана Рено входят в энциклопедию «Кино Европы», а его имя гарантирует картине внимание зрителей.