Стильные мачо в дорогих костюмах много лет спасали человечество на киноэкранах. Женщины падали в обморок от восторга, мужчины завидовали, мальчишки мечтали стать Бондами и Борнами. Но поменялось время, и сегодня супершпион в сознании большинства ассоциируется с кем-то вроде клоуна или стендапера. По случаю выхода на экраны очередного «Агента Джонни Инглиша» ЧТД напоминает историю жанра.

«Доктор Ноу»

«Доктор Ноу»

(Режиссер Теренс Янг, 1962)

Об этом сегодня знают не все, но главный супершпионский киносериал в истории начинался как пародия на шпионские триллеры холодной войны. Это легко заметить, сравнивая первую часть бондианы, «Доктора Ноу», с хичкоковскими хитами или книгами о Бонде Яна Флеминга.

Китчевость ранних бондовских фильмов бросается в глаза: яркие цвета, полураздетые красавицы, Бонд в костюме, который никогда не мнется, и злодеи, чьи планы настолько глобальны и абсурдны, что это и тогда, и сейчас кажется комичным.

Подобных кинопародий в 50-60-е годы было создано много, Бонд оказался лишь более живучим коммерческим проектом. Другое дело, что образ Бонда, возникший как шутка, со временем стал воплощением элегантности, роскоши и мужественности, а любой исполнитель этой роли неизбежно превращался в секс-символ.


«Высокий блондин в черном ботинке»

«Высокий блондин в черном ботинке»

(Режиссер Ив Робер, 1972)

Французы нанесли по супершпионскому шарму немало ударов, и «Высокий блондин» среди них — один из самых метких. Пьер Ришар играет супешпиона поневоле, его агент — это Хлестаков, который побеждает своих соперников глупостью и неловкостью. Только, в отличие от гоголевского героя, Франсуа Перрен в исполнении Пьера Ришара совершенно простодушен и даже не думает кого бы то ни было водить за нос. Он просто получает удовольствие от новых впечатлений, в которых не последнее место занимают падающие прямо в его объятия красотки.


«Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»

«Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»

(Режиссер Джей Роуч, 1997)

Настоящую войну бондовскому типу супершпионов кинематограф объявил в конце 90-х: на фоне изменения гендерных ролей сексистский месседж боевиков с супермачо в смокинге должен был быть высмеян как неактуальный. Остин Пауэрс — фрик из прошлого, который торжественно произносит вслух все свои мысли и подозрительно похож на своего главного врага Доктора Зло.

Забавно, что Пауэрс считает себя неотразимым и непобедимым и женщины легко уступают ему, а злодеи бесславно проигрывают. Это пародия не только на «Бонда» как фильм, но и на сам феномен супершпионской эстетики, которой покорилось человечество. В то же время Пауэрс — женоподобный метросексуал, который ходит в крикливом вельветовом костюме, и успех фильма намекает на то, что пришла мода на совсем других мужчин.

Неслучайно же следующей звездной ролью Майка Майерса стал Шрек, которого он озвучивает в известной мультсерии. Шрек — тоже феномен, потому что он монстр с доброй душой, и его невеста тоже монстриха, а это уже разговор об инклюзивном обществе и его тонких законах.


«Дети шпионов»

«Дети шпионов»

(Режиссер Роберт Родригес, 2001)

Инфантильность Джеймса Бонда и фильмов о нем лучше всего разоблачает серия фильмов про детей суперагентов, которые осваивают родительские гаджеты и сами начинают спасать мир от глобального зла. Родители (читай: традиционные герои, люди старого поколения) оказываются беспомощны перед вызовами нового времени, и ребята в красивых костюмах должны справляться самостоятельно, постепенно, по мере развития сериала, переходя в виртуальную реальность. Перераспределение гендерных ролей в мире сказывается и здесь: девочка-шпион старше и умнее своего брата. Впрочем, и папа-шпион тоже на фоне очаровательной супермамы временами выглядит бледновато.


«Суперсемейка 2»

«Суперсемейка 2»

(Режиссер Брэд Берд, 2018)

Еще дальше пошли создатели анимационной комедии «Суперсемейка 2». Система персонажей и коллизия здесь повторяют «Детей шпионов», но во втором фильме глава семейства вообще оказался отстранен от дел.

Его жена полетела спасать мир и зарабатывать себе очки всенародной любви, а он остался сидеть дома с несносным младенцем. Оказалось, что это гораздо сложнее, чем побеждать злодеев, причем и в психологическом плане тоже.

Это притча о том, как мужчина полностью принял на себя функции прежней женщины и фрустрирует по этому поводу, потому что во всех «мужских» сферах женщина проявляет себе не менее достойно, чем он, а он не справляется ни в прошлой, «мужской», ни в настоящей, «женской», роли.


«Шпион»

«Шпион»

(Режиссер Пол Фиг, 2015)

Мужчина опять не «справился»: лучший агент убил информатора, всех остальных враг знает в лицо, и действовать надо бывшей «невидимке», штатной сотруднице ЦРУ. Авторы фильма не просто так сталкивают героиню Мелиссы Маккарти с героем Джейсона Стэйтема, одного из главных мачо в кино XXI века. Стэйтем достаточно самоироничен, чтобы обаятельно «проиграть» своей экранной коллеге во всем, что касается профессии, характера и харизмы. Он и его герой — рудименты старого мира, а упорная и сообразительная толстушка обречена на победу.

Все, кто ненавидит бондиану, со злорадством требуют, чтобы Бонд наконец-то стал женщиной. Чернокожей или, еще лучше, восточной, желательно мусульманкой.


«Kingsman: Секретная служба»

«Kingsman: Секретная служба»

(Режиссер Мэттью Вон, 2015)

Супершпионы отчаянно не хотят сдаваться и пытаются понять, как им спасти свое положение в новой действительности. Мэттью Вон в своем исключительно остроумном и стильном фильме предложил одно из возможных решений — забыть об аристократизме, чопорности и джентльменских манерах.

Да, все это выглядит красиво, и когда элегантный Колин Ферт разбрасывает лондонских хулиганов в разные концы паба, редкое сердце не забьется чаще в восхищении. Но надо подвинуться и впустить на пьедестал ребят из низов. Пусть на них костюм смотрится хуже, и физиономии у них слишком уж пролетарские, зато у них есть живучесть, которая позволит транслировать с их помощью хотя бы часть традиции, когда ее старые носители станут прошлым.


«Миссия невыполнима: Последствия»

«Миссия невыполнима: Последствия»

(Режиссер Кристофер Маккуорри, 2018)

Фильмы о Бонде начинались как пародия, чтобы потом превратиться в серьезный эпос о великом шпионе, в миф об агенте с лицензией на убийство, но без права на личное счастье. Фильмы об Итане Ханте изначально были альтернативой «Бонду», более динамичной, жестокой, умной. Но со временем выродились в пародию на шпионское кино, а в команде Ханта незаметно, но символично появился, например, замечательный британский комик Саймон Пегг.

Происходящее уже не претендует на правдоподобие, да и Том Круз, которому в этом году исполнилось 56 лет, выглядит здесь подозрительно моложаво, хотя, как говорят, по-прежнему выполняет большую часть трюков сам. Фильму это не помогает, он воспринимается в пародийном ключе — и именно это приносит ему многомиллионные сборы во всем мире.


«Агент Джонни Инглиш 3.0»

«Агент Джонни Инглиш 3.0»

(Режиссер Дэвид Керр, 2018)

Среди киносерий, пародирующих супершпионские фильмы, комедии про Джонни Инглиша были, возможно, не самыми оригинальными, но харизма Роуэна Эткинсона, он же Мистер Бин, до сих пор заставляет зрителя хохотать даже над старыми шутками.

Джонни Инглиш умеет оставаться невозмутимым и не краснеть даже тогда, когда стоило бы провалиться на месте от очередного позора.

Но он продолжает кокетничать с героиней Ольги Куриленко, ездить на дорогих автомобилях и защищать честь британской разведки, которая в очередной раз крупно лажанулась в полном составе. Логика здесь есть: если авторам «Бонда» можно много лет выдавать один и тот же продукт и оставаться на плаву, почему бы их соотечественникам не попробовать сделать то же самое? Эткинсон намного старше Крэйга, но играть супершпиона он умеет не хуже своего высокооплачиваемого коллеги.