Почему неспособность наслаждаться одиночеством и слушать тишину говорит о страхе и опасна для нашей личности? Предостережения философа — и ответы психолога.

Блез Паскаль прожил всего 39 лет и успел внести огромный вклад в физику и математику. Но основные открытия, прославившие его, он сделал еще в юношеские годы, а во второй половине жизни углубился в философию и теологию. И одним из первых почувствовал проблему, с которой столкнулся человек Нового времени и продолжаем сталкиваться мы. Эта проблема — невыносимость одиночества.

Борьба без смысла

«Все проблемы человека происходят из-за его неспособности спокойно побыть наедине с собой» — Паскаль заговорил об этом в сборнике «Мысли о религии и других предметах» за три столетия до появления интернета, социальных сетей и мобильных приложений.

Он не призывает к отшельничеству, но предостерегает от опасности, которую таит в себе постоянная заполненность ума. Если первые же признаки скуки вызывают у нас острое желание немедленно найти себе занятие, стоит задуматься — а какую цель мы на самом деле преследуем? Вернее, от чего бежим?

«Главная опасность для человека — желание забыться, — вторит Паскалю наш современник, философ Андре Конт-Спонвиль. — Скука непереносима для нас: скучая, мы не можем забыть того, что нас ожидает небытие. Отсюда множество целей, которые ценны не сами по себе, а тем, что занимают нас, дают нам повод действовать».

Что таится в тишине?

Упрек, который Паскаль адресует человечеству: мы боимся безмолвия жизни. Мы не просто ненавидим бездельничать и терять время — именно страх заставляет нас постоянно занимать ум и отвлекаться на что-то.

Позднее Фридрих Ницше подберет пугающую метафору для описания этого страха: «Когда мы одиноки и спокойны, то боимся услышать чей-то шепот, а потому ненавидим тишину и бросаемся в водоворот публичной жизни».

Что это за шепот, о котором говорил Ницше? Кого именно мы боимся услышать и почему? По мнению психологов юнгианского направления, речь идет о страхе перед той частью нашего Я, которую мы когда-то заперли, вытеснили из сознания, — страхе перед Тенью.

Тень — это психический материал, который содержит в себе угрозу, боль, стыд и другие переживания, нарушающие психическое равновесие. Тень действует помимо сознания и вносит смятение в «гладкую» жизнь. Отсюда желание заглушить ее, перебить внешними впечатлениями, «интересными» занятиями и «срочными» делами.

Страх перед Тенью нам дорого обходится — мы чувствуем опустошенность после достижения амбициозных (как прежде казалось) целей, теряем из виду ценность дела, в которое вкладывались годами, выдыхаемся раньше времени и перестаем радоваться жизни.

Три шага навстречу Тени

Психолог Джеймс Холлис считает, .что плодотворное уединение полезно для обретения контакта со своим истинным Я. Но привыкать к этому состоянию нужно постепенно. Он посвятил этой теме книгу «Перевал в середине пути». Вот что он предлагает.

1. Изучите свой страх

Чтобы совершить переход к уединению, Холлис советует ежедневно и осознанно задавать себе вопрос:

«Что именно заставило меня так испугаться, что я избегаю самого себя?»

Как только нас застает едва уловимая тревога, когда мы чувствуем, что должны отвлечься на что-то — это подходящий момент для самоанализа. «Смысл речевого штампа „войти в контакт со своими чувствами“ состоит в том, что мы должны постараться понять свои черты и особенности, исходя из внутренней реальности, а не из внешнего контекста, — пишет Холлис. — Это очень трудное занятие — изучать нашу реальность и действовать, исходя из полученных знаний.

Хотя в стремлении достигнуть чувства внутреннего единства с самим собой существует риск остаться в одиночестве, это чувство, которое мы называем уединением, крайне важно для благополучного преодоления трудностей среднего возраста».

2. Расстаньтесь со «спасителями»

Если уединение вызывает страх, то роль «спасителей» мы часто перекладываем на других людей, напоминает Холлис. Если мы постоянно рвемся кого-то опекать, налаживать чью-то жизнь, не можем представить, что другие обойдутся без нашего участия, — это может означать, что мы не мыслим своей ценности вне этих отношений.

«Люди так боятся одиночества, что готовы цепляться за самые невыносимые отношения и самую отвратительную работу, лишь бы избежать риска расставания с Другим, — пишет Холлис. — Некоторые создают ежедневный ритуал общения с самим собой: остаются в одиночестве и слушают тишину: без телефона, без детей, отказавшись от всего, что может отвлечь«. На первый взгляд такой ритуал может показаться искусственным и суровым, но если совершать его регулярно, появляется возможность наконец услышать тишину.

3. Прислушайтесь к желаниям Тени

Тень формируется с детства. Холлис сравнивает ее с ребенком, а точнее — с целым сообществом детей, покинутых и предоставленных себе. Среди них и веселый клоун, и художник, и бунтарь, и чудак:

«Включить в себя эти потерянные части нам предстоит через ощущения детства. Достигнув среднего возраста, мы наконец должны спросить этого внутреннего ребенка: чего ему не хватает, в чем он нуждается, что могло бы его ублажить?»

Как это сделать? Вернитесь в прошлое, вспомните, что вызывало в вас естественные чувства — любопытство, увлеченность, детский восторг? Возьмите уроки музыки или изобразительного искусства. Снова научитесь играть. «Почему в фильмах так много романтических сцен, в которых влюбленные, словно дети, раскачиваются на качелях в парке или барахтаются в пене прибоя? — пишет Холлис. — Мотивация зарождающихся романтических отношений лежит в потребности восстановить связь со своим свободным внутренним ребенком».

Если страх перед одиночеством — это и в самом деле страх перед серьезным разговором со своей детской частью, нам стоит вести этот разговор на ее условиях. В конце концов, почему бы и не уступить — одно из преимуществ одиночества в том, что вас все равно никто не увидит.