Фанфик по Гарри Поттеру неожиданно стал одним из лучших учебных пособий по критическому мышлению и принятию рациональных решений. ЧТД объясняет, что это за книга и почему ее нужно прочесть или хотя бы познакомиться с ней.

Новость, которую распространили паблики и научно-популярные СМИ, — в России ведется сбор средств на издание книги «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Проект установил абсолютный рекорд краудфандинговой платформы Planeta, собрав нужную сумму за 30 часов.

По словам автора проекта, 18-летнего программиста и основателя компании AudD Михаила Самина, его главная цель — распространение идей рационального мышления в России. Часть тиража пойдет в библиотеки и на призы участникам олимпиад и конкурсов, часть будет передана тем, кто поддержал проект.

Что такого в этой книге?

По форме это фанфик — любительская вариация на тему известного произведения, но заживший своей жизнью и обзаведшийся собственной армией поклонников и подражателей.

Примерно та же история произошла в свое время с книгой «50 оттенков серого», написанной по мотивам «Сумерек». Но здесь автора занимает не столько литература, сколько продвижение собственных идей.

Специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский написал своего рода гимн научному мировоззрению и рациональному взгляду на мир. Да, и это все еще про мир, где метлы летают, а шляпы разговаривают. Но его Гарри Поттер — скептик, воспитанный на книгах философов и ученых. Попадая в волшебный мир, он начинает задавать неудобные вопросы. У тех, кто ничего не слышал о книге, тоже могут возникнуть вопросы.

Я читал(а) Гарри Поттера. Зачем мне читать Юдковского?

Книга по сути представляет деконструкцию оригинала. Если герои Джоан Роулинг многое из того, что с ними происходит, принимают как должное, то здесь они постоянно спотыкаются о несуразности в устройстве окружающего мира. Неслучайно и Гарри, и Гермиона по распределению попадают не в Гриффиндор, где учатся смельчаки, а на самый «ученый» факультет — Когтевран.

Поводы для размышлений волшебный мир подкидывает постоянно. К примеру, зачем произносить заклинание с нужным ударением, чтобы добиться эффекта?

Если вы мысленно хотите заставить предмет взлететь — почему Вселенной должно быть дело до того, как вы говорите? И почему тогда многие заклинания можно использовать невербально?

При этом книга — не просто сатира или пародия на оригинал. Герои тоже преодолевают препятствия, учатся и борются со злом, но делают это с помощью теории вероятности, когнитивной психологии, байесовской логики. Даже победа над Волдемортом подается как сложная задача для ума, а не только вопрос мужества.

Я не читал(а) книгу Роулинг, и мне это не интересно. Стоит ли читать ГПиМРМ?

Стоит хотя бы обратить внимание. Как и в книге Джоан Роулинг, магический мир здесь — скорее аллегория, красивая обертка. Популярность ее книг о Гарри Поттере во многом связана с тем, что она затрагивает психологически трудные для подростков темы — потери близких, дружбы, морального выбора.

Юдковский обращается к проблемам взрослого мира. В его книге герои пытаются делать выбор в условиях неопределенности и множества переменных, рассчитывают издержки, расставляют приоритеты, размышляют об истинности убеждений, разбираются в ведении переговоров и искусстве спора.

Одна из сильных сторон — в книге показано, как работают когнитивные искажения, которые мешают действовать рационально.

Например, одна из глав называется «Фундаментальная ошибка атрибуции». Вот отрывок из нее:

А что с авторскими правами?

Права на всех персонажей и сюжетные элементы книги принадлежат Джоан Роулинг, однако она через своих агентов разрешила некоммерческое использование ее мира. Поэтому книга «Гарри Поттер и методы рационального мышления» выложена в свободном доступе. За выпуск печатной версии ее создатели не получат никакой прибыли; собранные деньги покроют только расходы на печать.

«— Ну... — Гарри задумался, как бы объяснить попонятнее. — Представьте, вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: „Какой же у него скверный характер“. В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. „Кто угодно на моем месте разозлился бы“, — думает он.

Мы не можем залезть людям в головы и узнать, почему они ведут себя тем или иным образом. Вместо этого мы склонны объяснять поведение людей особенностями их характера, свое же собственное поведение мы чаще объясняем наоборот — внешними обстоятельствами. Таким образом, фундаментальная ошибка атрибуции — это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а не внешними факторами и ситуацией».