Книга «Тысячеликий герой» , написанная историком Джозефом Кэмпбеллом в 1949 году, стала настольной для многих сценаристов. Например, Джордж Лукас признавал, что вдохновлялся ей при создании «Звездных войн». Но замысел Кэмпбелла был шире. На основе мудрости мифов он дал людям «дорожную карту» для преодоления трудностей и обретения цели в жизни.

«Тысячеликий герой»

Изучая предания разных народов, американский историк мифологии Джозеф Кэмпбелл обнаружил, что их герои, попадая в различные опасные ситуации, действуют по одним и тем же схемам. После, познакомившись с идеями основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга, он решил использовать мудрость древних и описать стадии, через которые проходит каждый герой мифов, какие личностные изменения переживает на пути к блаженству. По мнению исследователя, этот «героический опыт» может пригодиться и современному человеку, который сталкивается с трудностями на пути к самореализации.

Стадия 1. Услышать зов

Начальная стадия путешествия: герой оставляет привычное окружение и устремляется в неизвестность. Он может чувствовать, что работа не вдохновляет его, окружение сковывает, тянет вниз. Толчком к действию может стать и потеря: у героя отбирают что-то важное и ценное, изгоняют его или лишают чести.

Герой может откликнуться на зов или отмахнуться от него, закрыть уши и продолжать жить как прежде. Но в последнем случае финал мифа получается трагичным.

Кэмпбелл приводит современный пример: одна американка на склоне лет решила пройти курс психоанализа. Ей казалось, что она потратила жизнь зря. В процессе анализа она вспомнила, как гуляла по лесу и услышала прекрасную музыку. Но каким бы ярким ни было воспоминание, она не знала, что делать с этим опытом. Женщина так и не прожила жизнь, к которой звала ее та музыка.

Стадия 2. Перейти через порог

Порог — это граница между миром сознательного и миром бессознательного. Перейти ее — значит сделать шаг в неизвестность и согласиться на встречу со своими страхами, сомнениями и противоречиями. На пороге героя ждет встреча со стражем — теневыми сторонами нашего «Я». Это первое испытание: заглянуть в глаза тому, чего мы боимся.

Вы замечали когда-нибудь: как только вы решаетесь на большее, думаете над амбициозной целью, внутренний голос ищет причины отказаться от этой затеи? Это и есть диалог с Тенью. Но победа над ней — это лишь начало пути.

Стадия 3. Получить магическую помощь

Смелость героя, решившего переступить порог, вознаграждается: в мифах он, например, получает помощь волшебных существ (эльфов, фей, говорящих животных). Они дают ему советы, предостережения или дарят заколдованные предметы.

В жизни магическим помощником может быть опытный друг, член семьи, мастер, которым мы восхищаемся. Это может быть и автор любимого произведения. Через заключенную в нем идею, яркий образ он может дать нам подсказку — как поступить, как истолковать переживание.

Стадия 4. Пройти испытания

Испытания символизируют инициацию, «полосу препятствий», пройдя которую мы покажем себя достойными великого дела. Чем дальше мы будем продвигаться, тем сильнее будет противостояние. Кэмпбелл вслед за Юнгом считает: на самом деле сопротивление исходит изнутри, от подавленных частей нашей психики.

Настоящей победой в испытаниях, таким образом, не может быть простое подавление «теневых» сторон собственной личности. Напротив, придется объединиться с ними.

Нам предстоит научиться жить в союзе со своей грубой или, наоборот, слабой стороной, принять свое прошлое и все, что сделало нас такими, какие мы есть. В конце испытаний наступает кульминация: герой понимает, что в нем уже содержится все, к чему он стремится.

Стадия 5. Вернуться обратно, взяв самое ценное

Странствие героя не заканчивается на победе. Цель путешествия — не просто обретение себя, а возвращение обратно в свой мир, причем в обновленной форме. Завоеванные сокровища — неповторимый опыт, которые мы получили во время путешествия, — нужно вынести на дневной свет.

Именно в этот момент герой сталкивается с новым испытанием: равнодушием мира людей или попытками навязать ему знакомую роль, устаревшие правила. Тогда перед героем встает новый вопрос: как передать свой дар, как сделать его явным?

Можно вообще отказаться это делать. Все добытое останется с героем, а мир может остаться в блаженном неведении. Второй вариант — возвращение на условиях, продиктованных обществом. В таком случае люди возьмут только те дары, которые им нужны, а истинные желания героя останутся нереализованными. И третий вариант: герой может найти сферу применения своего дара и помочь обществу осознать свои подлинные потребности.

Всегда есть возможность просто заняться преподаванием — стать наставником для других героев.

Как это работает

Кэмпбелл показывает «путь героя» на примере одного художника. Молодой человек приезжает в Нью-Йорк, чтобы найти себя в искусстве (зов). Он сразу попадает в причудливый мир, где одни пытаются обесценить его, другие подчинить, третьи — использовать (порог, испытания).

Художник находит себе проводника и наставника — талантливого мастера. Но затем, обретя свой стиль, пытается добиться независимости и вступает с ним в конфликт (высшая точка испытаний).

Наконец, художник признает заслуги наставника и понимает: вместо того, чтобы пытаться быть нарочито оригинальным, непохожим ни на кого, нужно сначала глубоко изучить творчество старых мастеров и наработать свой материал на этой основе. В конце концов молодой человек приходит к осознанию того, что его уникальный опыт и есть источник его творчества.