Что делать, если вас уволили с завода, в городе нет другой работы, а семью надо хоть чем-то кормить? Не падать духом и цепляться за любую соломинку, советует Питер Каттанео, режиссер британского фильма «Мужской стриптиз» (1997).

Когда-то город Шеффилд был гордостью Северной Англии. Днем там работали сталелитейные заводы, которые выпускали все: от высокопрочных балок до столовых приборов, а по вечерам жители города могли и отдохнуть, и развлечься. Как и туристы, которых привлекал богатый веселый город.

Но к концу 90-х в Шеффилде все сильно изменилось. Туристов нет и в помине. По улицам еще гуляет рабочий оркестр, но безработных в нем больше, чем занятых на заводе. Да и сам завод дышит на ладан — в его мастерских можно разве что найти ржавую балку и продать ее за бесценок. Этим и занимаются Гэс (Роберт Карлайл), его друг Дэйв (Марк Эдди) и сын-школьник Нат (Уильям Снейп), который интересуется: «Папа, а мы можем заниматься чем-то нормальным?»

Но у взрослых нет альтернативы. Гэс уже давно не платит алименты, и его жена собралась добиваться единоличной опеки над сыном, чтобы воспитывать его с новым мужем Барри. Нат считает его противным. Дэйв, в свою очередь, с потерей работы лишился и интереса к жизни, живет на зарплату жены, а поиском балок занимается от тоски.

Другой бывший рабочий Ломпер, которому не на что лечить мать, и вовсе решил проститься с жизнью и вывел в салон своей машины выхлопную трубу. Дейв и Гэс не дали ему задохнуться, хотя и невесело посмеялись над тем, как еще их приятель мог бы покинуть этот мир.

Чтобы хоть чем-то себя занять, троица проводит время в рабочем клубе, развлекаясь все теми же шутками и наблюдением за бывшим заводским мастером, строгим Джеральдом. Тот каждый день надевает костюм и говорит жене, что идет на работу и что скоро ему повысят оклад. Но пока жена планирует крупные покупки и поездку на горнолыжный курорт, безработный Джеральд сидит в пабе и рвет на себе волосы. Долго врать нельзя.

На шеях всех этих славных мужчин медленно затягивается петля. Как ее скинуть — непонятно. Судьба, однако, подбрасывает маленькие знаки.

Существование оркестра говорит о том, что жителей Шеффилда интересует искусство. Бешеный успех гастролирующей группы стриптизеров демонстрирует, какое из искусств является важнейшим в городке. Гэс подслушивает разговоры женщин, во всех смыслах потрясенных выступлением, и, недолго думая, решает тоже заняться стриптизом.

Бывший рабочий подбивает на это и остальных. Те ни за что бы не согласились, если бы не больная мать, алименты, горнолыжный курорт, жены, дети и отсутствие малейших надежд выбраться из кризиса.

Самые интересные вещи происходят с людьми, попавшими в ситуацию, которая выглядит безвыходной. Хорошие афоризмы рождаются тогда же: «Если вы хотите получить то, что у вас никогда не было, придется делать то, что вы никогда не делали» или «Если Фортуна вручила вам лимон, то сделайте из него лимонад». Только у рабочих этот лимонад получается, прямо скажем, на любителя.

За красоту в группе будущих стриптизеров отвечает Джеральд, который когда-то занимался бальными танцами. Появляется еще двое участников — немолодой страшный Хорс (который, в отличие от остальных, танцует неплохо), и Гай, который вообще ничего не умеет, зато прекрасно смотрится в плавках.

Все эти сексуальные танцы заканчиваются провалом. Гэсу запрещают видеться с сыном, Джеральда выгоняет из дома жена, которая все узнала, а у Дэйва возникают проблемы с интимом. Полиция, застав друзей на репетиции, забирает всех в участок — выходит газетная статья «Разоблачение заводских стриптизеров» с фотографиями.

Но тут выясняется, что шестеро скованных отчаявшихся мужчин, которые с трудом пытаются двигаться под музыку, — это как раз то, что нужно депрессивному Шеффилду.

Бывшие работяги восхищают и вдохновляют горожан не своими телами и танцами (всем на это плевать), а тем, что посмели вырваться за рамки предписанного.

«Мужской стриптиз» — кино о том, что способность бороться до конца и отказываться проигрывать — одно из лучших человеческих качеств. Что даже самый нелепый вариант стоит того, чтобы попробовать, — это все равно лучше, чем сидеть сложа руки.

Шеффилдцы устраивают овации и Дейву с его пивным брюшком, и Гэсу, который кожа да кости. Конечно, «Мужской стриптиз» — сказочная история. Но тем она и ценна. Судьбу главных героев невольно и сразу же начинаешь примерять на себя. Что я буду делать, если окажусь без работы и надежд? На чем буду строить новую жизнь?

Тут, конечно, можно поныть, мол, кому Фортуна вручила лимон, еще повезло. Обычно выпадает что похуже. Но это не повод отчаиваться. Новая жизнь даст свои ростки в любой почве.