Политолог Екатерина Шульман считает, что наибольшей популярностью сейчас пользуются те из ее выступлений, где речь идет о межпоколенческих различиях. Мы собрали фрагменты, из которых можно узнать ее мнение об активной молодежи, новой мотивации и будущем.

Конфликт поколений зависит от исторических условий

«Мы привыкли считать, что конфликт поколений – это вещь, заложенная природой: дети всегда бунтуют против отцов, так уж жизнь устроена. Мы не отдаем себе отчет, до какой степени конкретные социально-исторические условия способны этот конфликт сгладить либо обострить». Интервью сайту «Правмир»

Знания или запас любви?

«Идея, что до 21 года ты учишься всему, что ты должен знать, а дальше только работаешь на этом топливе, уже выглядит утопичной. С одной стороны, время бежит быстро, а с другой — торопиться некуда: все понимают, что ты будешь обучаться бесконечно, повышая квалификацию или получая новую специальность. От этого понимания возникает желание не тратить совместные с ребенком годы жизни на то, чтобы впихивать в него насильно, как в гуся для фуа-гра, ценные знания и в процессе портить отношения, а лучше дать ему запас любви, чувство собственной ценности и принятия, которое останется с ним». Интервью сайту «Правмир»

Нужна мотивация иного типа

«…Каким бы ты ни был выдающимся царем, графом или герцогом, с нашей точки зрения твой уровень жизни и комфорта был чудовищно низким. Если этот процесс будет продолжаться, если он даст те результаты, которые нам сейчас описывают футурологи экономической направленности, то отсутствие мотивации бежать за ускользающим долларом или убегающим рублем с целью поймать его и обеспечить себе жизнь — это будет очень хорошо. Отсутствие такой мотивации будет социальным преимуществом, потому что человеку будет нужна мотивация иного типа: мотивация к самореализации, к проявлению своей уникальности, того в себе, что не может заменить робот». Интервью сайту «Правмир»

Эгоцентричность и ценности самовыражения

«Центениалы или поколение Z — это люди, родившиеся от середины 90-х до настоящего момента (хотя относительно верхней границы поколения Z единого мнения нет). Это люди, которым сейчас от 15 до 25 лет.

Эта возрастная страта не привязана к брендам, то есть у них меньше выражено поклонение каким-то маркам, они склонны к этическому потреблению. 

Для них важно, чтобы компания была этичной или хотя бы говорила, что она использует какие-то природосберегающие технологии, не использует детский труд и дает своим работникам социальные гарантии, у них нет каких-то рабских фабрик в третьем мире. Товар должен тоже позиционировать себя как экологичный, здоровый, полезный и вообще как-то развивающий тебя как личность.

Одним из базовых свойств поколения Z считается то, что можно назвать эгоцентричностью. То есть они меньше зациклены на ценностях выживания, а больше на ценностях самовыражения и саморазвития.

Еще раз уточню, что мы, конечно, говорим о первом мире, о благополучных странах. У нас есть американские исследования на эту тему и есть ряд исследований в России». «Поколение Z: эго и технологии». Проект The Question 

Молодежи мало, и они не ходят на выборы

«У нашей с вами прекрасной молодежи, то бишь, технически говоря, людей в возрасте 25 лет и моложе, есть один существенный недостаток. Точнее, даже два. Один объективный, другой ситуативный. Недостаток для участия в политическом процессе, для их ценности для политического процесса… Первое, их мало. Это немногочисленное поколение. Ниже 25, если мы посмотрим на нашу демографическую пирамиду, наступает провал. Помните это, когда нам говорят: «Молодежь! За ними будущее!» Ну, за ними-то, может, и будущее, но, в общем, их не так чтобы очень много. И второе. Они не очень ходят на выборы». Эфир программы «Особое мнение», радио «Эхо Москвы» 

«Молодое» — значит «хорошее»

«Не углубляясь сейчас в вопрос, действительно ли молодежь станет таким драйвером протестной активности, заметим лишь, что любое участие молодых и очень молодых людей в политической акции повышает ее ценность медийную и публичную (наша культура рассматривает «молодое» как «хорошее» и «перспективное») и до определенной степени связывает руки репрессивному аппарату, поскольку «воевать с детьми» социально непрестижно и политически невыгодно». Статья для сайта «Такие дела» 

Определить желаемое будущее

«Много читается лекций на белом свете, и в моде нынче просветительская деятельность в Москве и в крупных и даже в не очень крупных городах России. Нельзя не радоваться этому процессу, этому стремлению людей делиться и узнавать новое, но меня всегда печалит, какой объем этой публичной деятельности посвящен разговорам о прошлом. Мне вообще кажется, что наш публичный дискурс несколько оккупирован вот этой ретроградной, ретроспективной деятельностью. Обычно на это говорят, что мы не сможем с вами пойти в будущее, прежде чем мы не определимся с прошлым. Я могу сказать, что на самом деле все обстоит с точностью до наоборот: пока мы не определим свое желаемое будущее, мы не разберемся с различными сортами вчерашнего дня». «Будущее семьи, частной собственности и государства», лекторий «Прямая речь»