Наука ближе нам, чем вы думаете. Она может прятаться за, казалось бы, самой несерьезной стороной жизни. Например, за уморительными детскими мультиками. Видеолекция Даниэль Файнберг, оператора-постановщика Pixar, расскажет и покажет, как математика и компьютеры помогают художникам создать произведения искусства, которые поражают не только детей, но и взрослых.

Если вы думали, что трогательный взгляд робота ВАЛЛ-И из одноименного мультфильма заставляет нас пустить слезу прямо в забитом детьми зрительном зале просто потому, что «его так нарисовали», то вы заблуждаетесь.

За его линзами — да и за всем миром, который создается перед нашими глазами мультипликаторами компании Pixar — стоят сотни часов программирования, создания 3D-моделей и работы над компьютерным, но таким реальным освещением.

История Даниэль Файнберг — это, в каком-то смысле, история всего Pixar. По крайне мере, как талантливый рассказчик она нас в этом убеждает. История про то, как научный подход и творчество объединяются, помогают и дополняют друг друга, чтобы создать единое произведение искусства: по-научному убедительное и одновременно трогающее душу зрителя.

Когда-то в детстве «благонамеренный взрослый» отговорил Файнберг стать художником. Он сказал ей: «Брось, этим никогда не заработаешь». Та поверила и решила стать ученым. Не меньше, чем новым Эйнштейном. Даже ходила на занятия в клуб «юных Эйнштейнов».

Но внутренний Пикассо внезапно пробил толщу льда и выбрался на поверхность, когда Файнберг, уже студентка-программист, впервые в жизни увидела кадры с 3D-анимацией.

Это были еще грубоватые, не слишком выразительные образы, но и их хватило, чтобы молодой специалист поняла свое предназначение в жизни.

Лекция, которую Файнберг читает на конференции TED, интересна далеко не только личной историей оператора-постановщика Pixar. Файнберг объясняет, как работает главный производитель полнометражных 3D-мультфильмов мира. Она рассказывает о том, как сценаристы и дизайнеры придумывают миры, а программисты студии переводят их на язык цифр и превращают мечты в конкретные, почти осязаемые модели.

В настройках видео можно включить русские субтитры, чтобы было понятнее. Все-таки самое интересное здесь — это как раз технические нюансы творческого процесса, которым занимается рассказчица.



Перед нашими глазами набросок дерева из фильма «Храбрая сердцем» превращается в 3D-текстуру и математическую модель, внизу появляется трава, возникает компьютерный свет (здесь, как и в реальном мире, множество источников света) и в итоге — появляется сцена сказочного леса, который буквально дышит волшебством.

Файнберг отдельно останавливается и на классическом пушкинском вопросе о гармонии и алгебре. Потому что это и есть главная задача хорошего компьютерного мультфильма: сделать так, чтобы цифры не диктовали художникам свои правила, а наоборот, помогали выразить живые эмоции.

Глаза-окуляры любимца детворы, ранимого и нежного робота ВАЛЛ-И — одна из задач, над которой Файнберг с командой пришлось попотеть. Оператор-постановщик рассказывает, как она с коллегами билась над этой задачей, и, похоже, вновь переживает этот нелегкий и нервный путь, который, тем не менее, закончился отличным результатом.

Ей сопереживаешь. Заставить оптику на «лице» робота выглядеть как настоящие человеческие глаза и при этом оставаться похожей на технику — не самая тривиальная работа. Далеко не все готовы всерьез убивать часы на создание по-настоящему трогательного образа влюбленной уборочной машины.

Но таких людей хочется благодарить. Ради эмоций, которые заставляют взрослых нет-нет, да и всплакнуть вместе с детьми над мультиком, а после — обсуждать важнейшие проблемы бытия: любовь, смерть, честность, доброту и сострадание. Эйнштейн и Пикассо такой труд наверняка бы одобрили.