Убеждение, что семьей по умолчанию занимается женщина, по-прежнему стойко. Мужчин на российских бизнес-конференциях не учат, как совмещать роли предпринимателя и хорошего отца. А режиссер Бретт Рэтнер попробовал это сделать в 2000 году, сняв фильм «Семьянин».

Представьте бизнес-конференцию, а на ней мероприятие, которое рассчитано на женщин. Скорее всего, на нем будут говорить не про работу, не про полезные для предпринимателя сведения, а про тайм-менеджмент: как найти время, чтобы быть и бизнес-леди, и заботливой матерью семейства.

Джек Кэмпбелл (Николас Кейдж), президент крупной фирмы, собирает совещание в Рождественский сочельник — речь идет о миллионной сделке, и он искренне не понимает сотрудников, которые рвутся домой. Но у Кэмпбелла есть и единомышленники, которые выбрали карьеру и им тоже неплохо живется — они-то и советуют Джеку не отвечать на звонок Кейт (Теа Леони), на которой он когда-то чуть не женился.

Герой выходит на улицу, под ласковый снежок, и предрождественская сентиментальность заставляет его предложить помощь чернокожему хулигану — а тот в ответ интересуется, не помочь ли самому Джеку. Заснув после этого странного диалога в огромной нью-йоркской квартире, куда заходят красивые и покладистые девушки, а в шкафах висят великолепные костюмы, Кэмпбелл просыпается в Нью-Джерси, в маленьком доме. В его постели — лохматая Кейт, вопящие дети и веселая собака. Вместо костюмов — растянутые треники и майка с надписью «Я люблю Нью-Йорк».

Хулиган-волшебник перебросил его в параллельную жизнь — когда-то юная Кейт уговаривала любимого наплевать и на его стажировку в Лондоне, и на ее юридический колледж, и начать жить вместе, но Джек все-таки улетел и не вернулся. А в этой, несостоявшейся жизни — вернулся сразу, и теперь он семьянин.

Под руководством пятилетней дочки он учится менять памперсы младшему, убирать за собакой, варить Кейт кофе по утрам. И трудится в шиномонтаже, что позволяет ему совмещать работу и семью, а заодно приглядывать за тестем, перенесшим инфаркт. Однажды Джек устраивает Кейт скандал в магазине, когда понимает, что не в состоянии купить себе нормальную одежду: «Я рано встаю, отвожу детей, восемь часов работаю, забираю детей, вывожу пса! Как ты заставила меня отказаться от всего, чего я добивался?»

На бизнес-конференции Джек Кэмпбелл мог бы прочитать большой доклад о том, что совмещать роли успешного бизнесмена и хорошего семьянина можно только тогда, когда тебе помогают, одобряют все твои действия, никто из родных не болеет и не нуждается в загородном воздухе. Лукавый волшебник дает ему шанс вернуться на прежнюю работу, и Джек чувствует себя по-настоящему счастливым. Но большая карьера в Нью-Йорке и семейная жизнь не могут существовать одновременно. Действительно не могут.

Было бы интересно, если бы такой фильм сняли про женщину. Наверное, получилась бы короткометражка — выяснилось бы, что все небоскребы и президентство в крупной компании героине просто приснились. 

И она сказала бы мужу, что счастлива с ним — как говорит Кейт Джеку, признавшись, что иногда размышляет о той жизни, которую могла бы прожить без него.

Впрочем, ее параллельная жизнь тоже есть у Бретта Рэтнера, который снял честный фильм — добрый, но без лишней сентиментальности и праздничного духа. У Кейт отличная должность, она богата, собирает антикварные вещи и переезжает в Париж — а двух обожаемых детей, ипотеки, любимого мужа, работы, где не платят, хороших соседей и растянутых штанов у нее нет.

У каждого из нас есть немало сделанных или несделанных выборов и где-то в других пространствах текущих параллельных жизней. Кто знает, какая из них самая лучшая? И хорошо, когда этот сложный выбор не делают за нас. А выбор действительно сложный:

«Семья заменяет все. Поэтому решай, что для тебя важнее: все или семья».