Скучный бухгалтер, который проводит жизнь в офисе, может оказаться авантюристом, готовым на рискованные поступки. Этот не самый здоровый способ перестать быть трудоголиком дорого обходится главному герою фильма «Список контактов». Но зато жизнь больше не кажется ему пресной и предсказуемой.

Джон Маккуори (Юэн Макгрегор) — бухгалтер, он каждый вечер засиживается в офисе допоздна, глядя вслед уходящим уборщицам. Работа составляет всю его жизнь — когда-то фирма оплатила его учебу, и теперь он платит ей взаимностью, изредка глядя в окно на соседние офисные небоскребы и остро чувствуя, что жизнь проходит мимо. В его шкафу шесть серых костюмов, хозяин квартиры его не уважает, и за всю жизнь у него было только четыре подружки.

Да, и еще в жизни Джона был один безумный поступок — он позвонил в «Секс по телефону», но все купленное время потратил на то, чтобы объяснить девушке, как ей уйти от налогов. Было и что-то похожее на любовь — прекрасная блондинка (Мишель Уильямс) спросила у него дорогу в метро, а потом зашла в свой вагон и даже из окна не улыбнулась.

Так можно было прожить всю жизнь, но тут появился Уайт Боуз (Хью Джекман), уверенный красавчик, с которым все весело общаются, но никто не знает, кто он и где работает. Боуз ходит с Маккуори обедать, играет с ним в теннис, заставляет его думать о том, что наконец в его жизни появился друг, а потом забывает у Маккуори свой телефон со списком контактов.


«Список контактов»

В этом списке — состоятельные женщины-трудоголики, которым некогда заводить отношения: «Каждый день я работаю до полуночи, последний неделовой ужин был у меня примерно год назад».

Маккуори с удовольствием замечает одну из своих партнерш (Шарлотта Рэмплинг) на обложке журнала «Форбс», но не вглядывается — по правилам встреч нельзя называть имена и говорить о работе.

Все идет гладко, Маккуори носит подаренный Уайтом костюм за четыре тысячи долларов и чувствует, как стремится в небеса его самооценка, пока на одну из встреч не приходит та самая блондинка из метро. Любовь трудоголикам некстати, несколько одновременных зависимостей стали бы мешать друг другу, поэтому выбор сделан заранее и навсегда — но ради этой женщины бухгалтер делает исключение.

После чего фильм Марселя Лангенеггера «Список контактов» (США, 2008) из драмы превращается в триллер, а одной из главных героинь становится еще одна очень занятая дама — детектив Руссо (Лиза Гэй Хэмилтон). Уайт из друга становится врагом, шантажирует, угрожает — и в какой-то момент произносит: «Ты был мертв еще до того, когда мы встретились, только не знал этого».

У Джона и правда не было ни девушки, ни друзей, ни даже кота, ни одна живая душа не радовалась его существованию — он спасался работой, но этого было недостаточно, и пришлось отрастить себе внутреннего мистера Хайда, хитрую темную личность, которая, тем не менее, отвлекла от бухучета и аудита и позволила вести авантюрную жизнь. Однако удержать эту личность в пристойных рамках у Маккуори не получилось.

Марсель Лангенеггер придерживается версии, согласно которой трудоголиками становятся неудачники. Такой человек допоздна остается на работе, потому что у него, во-первых, не хватает компетентности сделать свои задания в срок, а во-вторых, нет целей и общения за пределами работы.

Возможность корпеть над бумагами создает трудоголику иллюзию нужности.

Конечно, поводов работать без отдыха несколько больше, но Джон именно такой. Его страсть к работе не очень здоровая. Попытка освободиться от работы тоже оказалась не совсем здоровой, но для фильма выигрышной. 

К тому же у Маккуори появились и близкий человек, и ясные жизненные цели. Пусть они далеки от гуманизма, но результат достигнут: скромный бухгалтер больше не трудоголик, он больше не считает, что жизнь проходит мимо.

И если оставить в стороне мораль — а это не так трудно сделать, потому что Маккуори обманывает только людей, которые нажили свои деньги нечестным путем, — то рецепты борьбы с трудоголизмом таковы: немного человеческого участия, внимание к желаниям своего тела и интересные, нетривиальные задачи для ума. Костюм за четыре тысячи долларов тоже не помешает.