Каждый день в транспорте и офисе мы встречаем сотни несчастных и согнутых под тяжестью ежедневных забот людей. Возможно, мы сами из их числа. Но что, если каждый из нас расправит плечи и вздохнет полной грудью? Причина множества наших внутренних проблем — в невнимании к собственному телу. Об этом в преддверии BodyMind Forum поговорили его создательницы: психолог и эмбодимент-коуч Антонина Осипова и соматический практик Полина Быховская.

«На тело обращают внимание, только когда оно ломается»

Антонина Осипова: Полина, ты помнишь свою первую телесную практику, с чего ты начала?

Полина Быховская: Мне было 17 лет. Тогда у меня была потребность в физической нагрузке. Хотелось хорошо выглядеть, двигаться изящнее — как всем девушкам, полагаю. Сексуальная привлекательность была большой ценностью тогда. При этом уже был негативный опыт школьной физры. С ужасом до сих пор вспоминаю прыжки через козла под дружный хохот одноклассников.

Наш гуманитарный класс физрук называл «инвалидной командой», хотя у нас просто не было спортивных амбиций. Так что я искала практику от противного. Хотелось двигаться не по написанному, самовыражаться и взаимодействовать с хорошими людьми.

Полина Быховская и Антонина Осипова
Полина Быховская и Антонина Осипова

Меня привлекали боевые искусства, но я боялась сломать себе что-нибудь. Да и внутренний пацифизм не позволял. Так я нашла для себя контактную импровизацию. Там и тусовка, и айкидо, и танец, и в конечном итоге творчество. А как с твоими первыми практиками складывалось?

BodyMind Forum

Форум пройдет 20-21 октября в Москве и станет открытой площадкой для обмена знаниями о телесных практиках. Опытные профессионалы из десятков городов России обсудят со всеми желающими проблемы телесности и осознанности. В программу форума включены семинары и практические занятия. Подробности можно узнать здесь.

А. О.: Выбор за меня делали родители. У тебя искривление позвоночника — надо пойти поплавать. Два года профессионального плавания — «Хватит, у тебя будут широкие плечи, а для девушки это некрасиво!» Переходим в секцию бально-спортивных танцев, а потом: «Давай-ка лучше в теннис учиться играть — развивает координацию и подвижность, благородный спорт для интеллигентных девушек, да и красиво выглядит — с длинными ногами в теннисной юбке».

Далее следовало несколько попыток регулярных занятий в фитнес-клубе, куда я ходила исключительно тусоваться и из-за одного рыжего парня.

А потом я захотела пойти в школу моделей: там были и дефиле, и танец, и актерское мастерство, — все это меня будоражило. Но и оттуда меня родители увели. Мол, «все модели — девушки легкого поведения».

После, уже в университете, было тоже много такого, что сейчас я назвала бы телесно-объективирующими практиками. Секция по баскетболу — потому что высокая, нормативы по полу и возрасту — сдавала как и все. Семья считала, что я имею лишний вес и надо с этим что-то делать. Единственное, что мне нравилось, — это зимние «каталки» на сноуборде, где я достигла определенных успехов и до сих пор катаюсь.

В общем, часто спортивные занятия должны были «поправить» что-то в теле, не соответствующее стандартам рекламной красоты.

Всюду было одно и то же отношение: тело — это инструмент, механизм, оно служит нам и обращать внимание на него надо исключительно, когда что-то заболело, «поломалось».

Тогда я и не задумывалась, что с помощью спорта можно развивать себя как личность и тренировать свои качества; что ты — это и есть тело, что тело — не объект.

П. Б.: То, что ты говоришь про родителей, мне очень понятно. В детстве мне казалось, что самое страшное — это потолстеть. Будто стройность решает все проблемы. Сейчас я так часто вижу красивых людей, которые не знают, что они красивы, потому что они не вписываются в рамки. И это сильно портит им жизнь. Особенно женщинам. Мне важно выявлять разнообразие, подчеркивать уникальность людей.

«То, как мы двигаемся, и определяет нашу жизнь»

П. Б.: Это и есть центральная тема эмбодимент-практик (нацеленных на осознание собственного тела. — ЧТД). Bodymind — интегральный подход, который рассматривает тело, эмоции и разум как единое целое. Он, прямо скажем, еще не очень распространен в России.

Месяц назад я начала заниматься серфингом. В течение недели, пока была в Португалии у моря, занималась каждый день. За это время успела сменить четырех инструкторов. Все они дают очень короткую примитивную разминку. Показывают движения, чтобы просто занять позицию на доске. Руку туда — ногу сюда.

Хотя вообще серфинг — практика, которая начиналась как поклонение морю, там потрясающая философия. Понятно, что для туристов это лишнее. Меня это не устроило, и я меняла инструкторов, пока не нашла человека, который давал качественный фидбек именно по телесной механике. Он говорил, что мне надо сделать легким верх и тяжелым низ, расслабить колени.

Если разобраться, серфинг — телесная и духовная практика. Он про баланс и контакт с опорой в драматически меняющихся обстоятельствах. Сегодня ты король, завтра тебя океан таскает за волосы по острым рифам.

Именно это мне интересно. Мне хочется «вдохнуть душу» в давно и широко известные практики, которые слишком формализованы.

А. О.: Да, осознанно и со смыслом выполнять можно практически любые движения. Нужно в принципе быть внимательным к дыханию, изменениям в теле и сознании. В том числе когда ты покоряешь волну на серфе. Кстати, затрудненность дыхания или зажатость мышц может иметь как мышечный, так и психологический характер. То, как мы двигаемся, определяет, как мы проживаем свою жизнь.

Регулярно повторяющиеся движения, привычки тела формируют нашу личность сильнее, чем мы можем себе представить. Эти привычки можно наблюдать, развивать и изменять при желании.

«Ты — это то, что ты практикуешь» (You are what you practice), — говорил Ричард Строцци-Хеклер (американский клинический психолог и бизнес-тренер, автор книг о связи тела и разума. — ЧТД).

П. Б.: Мы можем «поженить» нашу телесность и социальную жизнь. Многие мои знакомые уходят на фриланс и вырабатывают подходящий им режим работы-отдыха-хобби. Или в условиях офисной пятидневки находят время для йоги по утрам или танцев по вечерам. В некоторых компаниях совещания начинаются с медитации.

Но, к сожалению, до сих пор большинство людей в больших городах проводит жизнь, сидя на неудобных стульях по 8 часов в день. Они думают о своем теле, только когда оно уже болит. Офисная одежда, конечно, поддерживает осанку, но делает движения ригидными, однообразными. Наша жизнь, быт, повседневные ритуалы и формируют такую телесность.

«Я часто вижу вокруг тяжесть поколений на плечах»

А. О.: Мне кажется, тема выбора очень важна. Как относиться к своему телу? Каждому из нас будет полезно ответить на этот вопрос для себя. Что я «транслирую» своим телом? О чем оно говорит? Как время и место повлияло на мои телесные привычки? Как тело формирует мою профессию, мои ритуалы? И наоборот, как моя профессия «дорисовывает» мою телесность?


Полина Быховская и Антонина Осипова


Телесность формирует нашу идентичность, и уже на этой основе мы вступаем в контакт с другими, которые, в свою очередь, тоже неотделимы от своих тел. В эмбодимент-практике мы постоянно задаем два вопроса: «Как ты сейчас?» и «Как ты хочешь быть?».

Сначала необходимо развивать внимание, а уже потом что-то менять. Ведь мы часто не чувствуем даже простых вещей: как мы ходим и как дышим. А ведь мы это делаем каждый день.

Так почему же не делать это внимательно и осознанно, не отдавая управление своим телом внешним факторам и другим людям, а делая его своим союзником?

Я часто вижу тяжесть поколений на плечах: в позе, в походке... Эта угрюмость часто не позволяет людям делать новое или развивать собственные идеи. Но они могут сильно измениться, если просто начнут обращать внимание на тело и, возможно, решатся на контактную импровизацию, йогу или на freedom dance.

Все это дает чувство радости и единения. Я хочу, чтобы эти ощущения, как каша из сказочного горшочка, наполняли город. Чтобы мы больше занимались телом.

П. Б.: Я вот, например, не выбираю одну практику надолго, я люблю совмещать или выбирать в зависимости от потребностей. Сейчас, например, занимаюсь серфингом. И для него же стала практиковать йогу.

Это и про баланс, и про целенаправленность, и про то, чтобы выбирать нужное время и нужное место, быть в контакте со стихией. Цигун меня хорошо центрирует и стабилизирует, соматика стала моим профессиональным полем, я заканчиваю обучение на программе IBMT (Институт интегративной работы с телом и двигательной терапии. — ЧТД) в следующем году. Но мне хочется знать больше.

Я учусь на лондонской программе, практикующие часто привозят мастеров из-за границы, сами куда-то ездят. В этом смысле мы вместе с миром. Чемпионат мира по футболу продемонстрировал нашу общую потребность в веселье. Мне немного жаль, что в футболе эта сопричастность происходит только через наблюдение, а мне важно участие.

Для многих «увлечение спортом» — это не сам спорт, а пиво, диван и телевизор с трансляциями. А когда я думаю про движение в городе, я вспоминаю сальсу латиноамериканских болельщиков в Парке Горького.

Мне очень хотелось присоединиться, но я не знала этого телесного и культурного кода (что в этом контексте одно и то же). Я мечтаю, чтобы этот мир был более открыт, чтобы телесные практики были для всех, по мере возможностей. А что для тебя ценно в телесных практиках?

А. О.: Включенность и доступность. В эмбодимент-контексте мы часто обращаем внимание на то, что каждый человек на самом деле уже делает какую-то телесную практику. 

Ведь у каждого человека есть тело, мы «берем его с собой» всегда. Именно через тело мы можем оживлять угрюмых людей. Это про то живое, что есть в каждом человеке, и то, что можно проявить с помощью телесных практик.


Полина Быховская


П. О.: Даже из чистки зубов можно сделать отличную практику. Мне кажется, мало какая практика самодостаточна и решает все проблемы. Для потока или самовыражения хорош freedom dance, для исследования движения в отношениях — контактная импровизация, для структурирования — та же йога, для выносливости и целеполагания — бег.

У нас у каждого в этом смысле есть зона комфорта и зона развития. Для меня телесная практика — это саморазвитие, причем не только в физическом плане. Я верю, что так можно «прокачать» в том числе социальные навыки.