Мы выбрали три фильма, где путешествие — не просто основа сюжета, а метафора жизненного пути и поиска смысла. Если вы уже видели эти шедевры, ЧТД напоминает, почему их стоит пересмотреть.

«Беспечный ездок»

(режиссер Деннис Хоппер, США, 1969)

«Беспечный ездок»

Главный американский фильм про романтику дороги отразил рок-культуру 60-х годов, поэтому саундтрек включает песни Джими Хендрикса и другие хиты. Картина положила начало традиции роуд-муви — фильмов, герои которых в течение всего экранного времени находятся в пути.

Часто это кино почти без сюжета, но хорошие роуд-муви погружают в эстетику и философию путешествия не хуже «Одиссеи» Гомера.

Такие фильмы строятся вокруг маршрута и цели путешествия, а финал зависит от точки назначения. Часто роуд-муви имеют открытый финал и оставляют героя в дороге, предполагая, что она бесконечна.

Герои картины «Беспечный ездок» путешествуют по югу США: начинают с Западного побережья в Калифорнии и собираются попасть в Новый Орлеан на «Марди-гра» («Жирный вторник»). В этот день перед началом Великого поста католики устраивают карнавал. Главного героя в исполнении Питера Фонды зовут «Капитан Америка». И они с другом, путешествуя на мотоциклах, «провозят» зрителей через всю страну.

Перед нами постепенно разворачиваются все острые моменты американской жизни тех лет: наркоторговля и общины хиппи, публичные дома и консерватизм обывателей, мечта о свободе и бесконечные пространства.

За совершенно невероятную эпизодическую роль в этом фильме Джек Николсон был впервые номинирован на «Оскар». Актер, которому тогда едва исполнилось 30 лет, играет молодого адвоката, который защищает главных героев, попавших в полицию. Познакомившись с ними ближе, он решает бросить привычную жизнь и отправиться навстречу приключениям. Но его история закончится трагически.

Увенчается ли успехом само путешествие? В финальных кадрах на обочине горит легендарный «харлей»...

«Под покровом небес»

(режиссер Бернардо Бертолуччи, Италия, 1990)

«Под покровом небес»

Эта картина тоже рассказывает о двух американцах, но она совершенно иная. Супружеская пара покидает Штаты и отправляется в путешествие вглубь Сахары вскоре после Второй мировой войны. В те дни туристы только-только начинали осваивать Африку, и фильм исследует взаимодействие культур и столкновение цивилизаций.

А кстати, чем путешественник отличается от туриста?

Турист знает, когда закончится его поездка, а путешественник, отправляясь в путь, понятия не имеет, когда вернется домой.

Главная героиня Кит (Дебра Уингер) считает, что ее муж Порт (Джон Малкович) — настоящий путешественник. Примкнувший к ним приятель, красавчик Таннер, — конечно же, турист, а вот сама она — неизвестно кто, «серединка на половинку». Не только в этом экзотическом путешествии среди невероятных пейзажей дикой Африки, но и в странствии, которым для нее является жизнь.

Вот уже много лет она ездит с мужем-музыкантом по разным уголкам планеты, где он ищет вдохновение. Порт бросается навстречу впечатлениям, она же как будто боится погрузиться в них с головой. Чувство неудовлетворенности не покидает эту любящую пару даже под покровом необъятных африканских небес.

Сюжет кардинально меняется — Порт внезапно гибнет от тифа посреди Сахары. Картина, начавшаяся как мелодрама, оборачивается масштабным размышлением о смысле жизни, ее трагичности и вместе с тем — разнообразии и красоте. Кит теряет не только любимого человека, но и все, что связывало ее с реальностью. В этот момент начинается ее собственное путешествие.

«Фицкарральдо»

(режиссер Вернер Херцог, ФРГ, 1982)

«Фицкарральдо»

Немецкий режиссер Вернер Херцог — страстный путешественник, снимающий документальные и игровые фильмы о самых невероятных перемещениях в пространстве. Эпическая лента «Фицкарральдо» посвящена силе страсти, позволяющей осуществлять мечты и двигать горы.

Путешествие здесь — лишь средство достижения цели. Но цели ставятся циклопические, и к ним ведет трудный путь.

Сюжет разворачивается в начале XX века в перуанской сельве, где американские промышленники добывают каучук из каучуковых деревьев. Один из них — фанатичный неудачник Брайан Фицджеральд, которого играет любимый актер Херцога — Клаус Кински.

В начале фильма он проделывает огромный путь по Амазонке, чтобы послушать своего любимого певца — Энрико Карузо. Мечта Брайана — построить оперный театр прямо в сельве. Чтобы наконец осуществить ее, он решается на очевидную авантюру — приобретает участок, доступ к которому затруднен.

Он собирается попасть туда короткой дорогой, перетащив огромный корабль из одной реки в другую. Затея кажется совершенно безумной, но Брайану удается заразить своей мечтой всех окружающих. Включая местных индейцев, которые воспринимают мир по-своему и верят, что корабль обладает мистической силой. Они помогают ему, но в решающий момент перечеркивают результат всех усилий.

Путешествие главного героя заканчивается крахом, но при этом он доказывает всем, что любую невероятную затею можно осуществить, если вложить в нее достаточно страсти.

И любой путешественник достигает своей цели, где бы он ни оказался в конце пути.