Умберто Эко ушел из жизни два года назад, 19 февраля 2016 года. Его романы «Имя розы», «Маятник Фуко», «Остров накануне» стали современной классикой, хотя писать он начал лишь в 48 лет, будучи авторитетным историком-медиевистом. ЧТД собрал цитаты итальянского писателя, которые иллюстрируют его подход к саморазвитию.

Вероятно, своим успехом Эко-писатель обязан как раз Эко-ученому — точнее, союзу между двумя ипостасями своей натуры. Он не пытался потакать массовому вкусу, не стеснялся быть сложным и верил, что работа ума, которую он предлагает читателям, сама по себе доставляет наслаждение.

1. «Меня всегда считали слишком мудреным и склонным к философствованию, слишком сложным. Затем я создал роман, который не требовал никакой эрудиции и был написан простым языком, «Таинственное пламя царицы Лоаны». Из всех моих романов этот продавался хуже всего. Так что я, вероятно, пишу для мазохистов. Только издатели и некоторые журналисты считают, что людям нужна простота. Люди устали от простоты. Им нужен вызов». (Интервью The Guardian)

2. «Сегодня, если ты отправляешься в кинотеатр, ты должен прийти к началу фильма. Когда фильм начинается, то тебя как бы все время ведут за руку, объясняя, что происходит. В мои времена можно было войти в кинотеатр в любой момент, даже в середине фильма. Множество событий случалось до твоего прихода, и приходилось домысливать то, что происходило ранее. Когда фильм начинался сначала, можно было увидеть, правильна ли твоя реконструкция. Если фильм нравился, то можно было остаться и посмотреть его еще раз. Жизнь напоминает просмотр фильма в мои времена. Мы рождаемся в момент, когда уже произошло множество событий на протяжении сотен тысяч лет, и важно понять, что же случилось до нашего рождения. Это нужно для того, чтобы лучше понять, почему сегодня происходит столько новых событий». (Эссе «Дорогой внук, учи наизусть»)

3. «Рассказывают, что французский поэт Ламартин частенько описывал обстоятельства, при которых он сочинил одно из своих лучших произведений: дескать, стихотворение явилось в совершенно законченном виде в момент внезапного озарения, снизошедшего во время прогулки по ночному лесу. После смерти Ламартина в его бумагах нашли огромное количество черновиков и вариантов этого самого стихотворения — поэт переписывал и оттачивал его долгие годы». («Откровения молодого романиста»)

4. «Нужно сковывать себя ограничениями — тогда можно свободно выдумывать. В поэзии ограничения задаются стопой, строкой, рифмой. Всем тем, что мои современники называют „вдох по велению слуха“. В прозе ограничения диктуются сотворенным нами миром. Это никакого отношения не имеет к реализму (хотя объясняет, в числе прочего, и реализм)». («Заметки на полях „Имени розы“»)

5. «Помедлить — не значит терять время: мы часто останавливаемся подумать, прежде чем принять важное решение. Если впереди нас ждет нечто важное или захватывающее, мы должны воспитывать в себе искусство медлить». («Шесть прогулок в литературных лесах»)

6. «В радости познания нет ничего аристократичного. Эта работа сопоставима с трудом крестьянина, придумывающего новый способ прививки деревьев; одним крестьянам эти маленькие открытия доставляют радость, а другим — нет. Они принадлежат к разным видам людей, но, конечно же, многое еще зависит от окружения. Я пристрастился к книгам с малых лет... И вот теперь на склоне лет я счастлив, иногда несчастлив, но при этом живу активной жизнью» (Интервью испанской газете El Pais)

7. «Подготовиться к завтрашнему дню означает не только понять, как работает сегодняшняя электронная программа, но и уметь осваивать новые программы. Случается так, что классическое образование (знание творчества Гомера и способность проводить филологический анализ его текстов, а также знания философии и логики) позволяет лучше вписаться в завтрашний день с его новыми ремеслами и работами. Если человек, получивший хорошее образование, не в состоянии выполнять существующие работы, то он более открыт для выполнения работ завтрашнего дня. Возможно, он даже способен сам создать свое дело». (Эссе «Похвала классическому образованию»)